Александр Софьин
Изображение Тонкого Мира в искусстве
Искусство, особенно изобразительное, всегда имеет дело с каким-либо видом реальности, который оно изображает. В прошлом светские художники, как правило, изображали видимую реальность и свои впечатления от неё. Изображение иной другой реальности возникает в случае религиозного или культового искусства. Русская православная икона, буддийские танки стремились изобразить реальность невидимого мира. Но все они использовали для своих целей сложившуюся систему символов и потому изображение становилось уже скорее символом, но не реальным изображением другой реальности. Также для них характерно изображение людей, святых, живущих в том мире, пейзажи же Тонкого Мира мало интересовали их. Интерес художников к этой теме появился не так давно. Хотя первым прорывом светского художника в эту тему был Босх. Но его миры были достаточно символичными и он был одинок. Новыми неосознанными исследователями этой темы были, на мой взгляд, импрессионисты, особенно Ван Гог. Потом был визионер Чюрленис, потом - Рерих. Видимо, первым художником, который стал целенаправленно изучать и изображать пейзажи Тонкого Мира, был Чюрленис. Его творчество заслуживает пристального внимания и изучения. Особое место изображение Тонкого Мира занимает в творчестве Н.К.Рериха. Он, пожалуй, самый выдающийся художник этого направления. Его поиск здесь был направляем Великими Учителями и это говорит о том, какую важную роль в жизни Они отводили этому виду художественного творчества. Мы можем видеть это и из текстов Агни Йоги, и из писем Е.И.Рерих. Я думаю, что такое творчество - это один из основных способов содействия сближению миров, которое было провозглашено учением Живой Этики.
В наше время этим видом художественного творчества занимаются очень многие профессиональные художники и любители, кто осознанно, а кто бессознательно - просто изображают свои видения. Особенно этим интересуются люди, изучающие духовные учения. Видимо, это объясняется сближением миров, происходящим в наше время. И именно интерес к пейзажам Тонкого Мира характерен для поиска в этом направлении.
Это направление новое и поэтому активно идёт поиск выразительных средств. В живописи он выражается использованием новых фантастических цветов, мягкими переходами одних изображаемых объектов в другие, использованием размытости, неясности, таинственности, многоплановости и просвечивания одних предметов сквозь другие. Некоторые авторы применяют приём монотипии[i], что придает их работам особый фантастический вид. Очень часто пейзажи бывают горными, видимо, потому, что горы сами по себе уже принадлежат к двум мирам.
При этом, естественно, встаёт вопрос об адекватности полученного изображения той тонкой реальности, которую автор пытается передать. Любое ли фантастическое изображение будет картиной реального, хотя и не видимого простым глазом, мира? Является ли фантазия художника определяющей в этом творчестве? Мне кажется, что фантазией мы можем сотворить элементы Тонкого Мира только в случае вложения в эту фантазию большого заряда энергии. Иначе этот образ быстро угаснет и никто его больше не увидит. Также я думаю, что в Тонком Мире существуют стабильные структуры, равно как и вполне узнаваемые особенности освещения и перспективы. И именно изображение этих особенностей является важной задачей художника.
Автор этой статьи нашёл для себя достаточно нетрадиционный способ: наложение нескольких фотографических слайдов друг на друга. Такая техника позволяет мне совмещать в одной картине изображения реальности разных мест и разных времен. В результате получается как бы четырёхмерная реальность, в которой пространство и время взаимозависимы и взаимозаменяемы. То же, как мне кажется, присутствует в мире более высокого порядка, - там можно силой мысли перемещаться в пространстве и времени и одновременно быть в разных местах. Этот же способ позволяет мне изображать свечение предметов. По моему видению, в Тонком Мире сами видимые предметы являются источниками света и свет идёт отовсюду. Этот способ позволяет получать и новые фантастические цвета.
Приведу примеры некоторых работ, чтобы проиллюстрировать свои слова.
Здесь одуванчик светится как бы изнутри, хотя на заднем плане мы видим заходящее солнце. Эффект внутреннего свечения. |
Церковь светится изнутри своим собственным светом и небо тоже как бы светится, но не ослепляет. |
Небо и вода поменялись местами, создав этим новую реальность, вода как бы светится изнутри. |
Тот же эффект совмещения разных реальностей. Вода и небо. |
Солнце светит сквозь дерево, но и само дерево освещено, хотя если бы это было в реальности, то оно должно бы быть чёрным из-за контрового освещения. |
Работать в такой технике достаточно трудоёмко. Сначала я фотографирую на слайды будущие компоненты своих картин. Я никогда заранее не знаю, какие из них потом совпадут и составят готовую картину. Я просто кладу перед собой сотни готовых слайдов и пытаюсь найти подходящие пары. Для этого приходится перебрать тысячи комбинаций. Но зато когда пара совпадает, я испытываю большую радость от возникновения новой, ранее не существовавшей и не придуманной реальности. Моя роль - только увидеть и сохранить эту вновь родившуюся картину. Некоторые совпадения бывают просто удивительными.
[i] Монотипия (от моно... и греч. týpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника М. заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Для произведений, выполненных в технике М., характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает М. с акварелью. Техника М. известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. Крупные мастера русской и советской М. - Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто. (БСЭ)
Ваши комментарии к этой статье
№8 дата публикации: 7.12.2001