Александр Софьин

Изображение Тонкого Мира в искусстве

Искусство, особенно изобразительное, всегда имеет дело с каким-либо видом реальности, который оно изображает. В прошлом светские художники, как правило, изображали видимую реальность и свои впечатления от неё. Изображение иной другой реальности возникает в случае религиозного или культового искусства. Русская православная икона, буддийские танки стремились изобразить реальность невидимого мира. Но все они использовали для своих целей сложившуюся систему символов и потому изображение становилось уже скорее символом, но не реальным изображением другой реальности. Также для них характерно изображение людей, святых, живущих в том мире, пейзажи же Тонкого Мира мало интересовали их. Интерес художников к этой теме появился не так давно. Хотя первым прорывом светского художника в эту тему был Босх. Но его миры были достаточно символичными и он был одинок. Новыми неосознанными исследователями этой темы были, на мой взгляд, импрессионисты, особенно Ван Гог. Потом был визионер Чюрленис, потом - Рерих. Видимо, первым художником, который стал целенаправленно изучать и изображать пейзажи Тонкого Мира, был Чюрленис. Его творчество заслуживает пристального внимания и изучения. Особое место изображение Тонкого Мира занимает в творчестве Н.К.Рериха. Он, пожалуй, самый выдающийся художник этого направления. Его поиск здесь был направляем Великими Учителями и это говорит о том, какую важную роль в жизни Они отводили этому виду художественного творчества. Мы можем видеть это и из текстов Агни Йоги, и из писем Е.И.Рерих. Я думаю, что такое творчество - это один из основных способов содействия сближению миров, которое было провозглашено учением Живой Этики.

В наше время этим видом художественного творчества занимаются очень многие профессиональные художники и любители, кто осознанно, а кто бессознательно - просто изображают свои видения. Особенно этим интересуются люди, изучающие духовные учения. Видимо, это объясняется сближением миров, происходящим в наше время. И именно интерес к пейзажам Тонкого Мира характерен для поиска в этом направлении.

Это направление новое и поэтому активно идёт поиск выразительных средств. В живописи он выражается использованием новых фантастических цветов, мягкими переходами одних изображаемых объектов в другие, использованием размытости, неясности, таинственности, многоплановости и просвечивания одних предметов сквозь другие. Некоторые авторы применяют приём монотипии[i], что придает их работам особый фантастический вид. Очень часто пейзажи бывают горными, видимо, потому, что горы сами по себе уже принадлежат к двум мирам.

При этом, естественно, встаёт вопрос об адекватности полученного изображения той тонкой реальности, которую автор пытается передать. Любое ли фантастическое изображение будет картиной реального, хотя и не видимого простым глазом, мира? Является ли фантазия художника определяющей в этом творчестве? Мне кажется, что фантазией мы можем сотворить элементы Тонкого Мира только в случае вложения в эту фантазию большого заряда энергии. Иначе этот образ быстро угаснет и никто его больше не увидит. Также я думаю, что в Тонком Мире существуют стабильные структуры, равно как и вполне узнаваемые особенности освещения и перспективы. И именно изображение этих особенностей является важной задачей художника.

Автор этой статьи нашёл для себя достаточно нетрадиционный способ: наложение нескольких фотографических слайдов друг на друга. Такая техника позволяет мне совмещать в одной картине изображения реальности разных мест и разных времен. В результате получается как бы четырёхмерная реальность, в которой пространство и время взаимозависимы и взаимозаменяемы. То же, как мне кажется, присутствует в мире более высокого порядка, - там можно силой мысли перемещаться в пространстве и времени и одновременно быть в разных местах. Этот же способ позволяет мне изображать свечение предметов. По моему видению, в Тонком Мире сами видимые предметы являются источниками света и свет идёт отовсюду. Этот способ позволяет получать и новые фантастические цвета.

Приведу примеры некоторых работ, чтобы проиллюстрировать свои слова.

sofin.1.jpg (5671 bytes)

Здесь одуванчик светится как бы изнутри, хотя на заднем плане мы видим заходящее солнце. Эффект внутреннего свечения.
Церковь светится изнутри своим собственным светом и небо тоже как бы светится, но не ослепляет.

sofin.2.jpg (7921 bytes)

sofin.3.jpg (8150 bytes)

Небо и вода поменялись местами, создав этим новую реальность, вода как бы светится изнутри.
Тот же эффект совмещения разных реальностей. Вода и небо.

sofin.4.jpg (13730 bytes)

sofin.5.jpg (6989 bytes)

Солнце светит сквозь дерево, но и само дерево освещено, хотя если бы это было в реальности, то оно должно бы быть чёрным из-за контрового освещения.

Работать в такой технике достаточно трудоёмко. Сначала я фотографирую на слайды будущие компоненты своих картин. Я никогда заранее не знаю, какие из них потом совпадут и составят готовую картину. Я просто кладу перед собой сотни готовых слайдов и пытаюсь найти подходящие пары. Для этого приходится перебрать тысячи комбинаций. Но зато когда пара совпадает, я испытываю большую радость от возникновения новой, ранее не существовавшей и не придуманной реальности. Моя роль - только увидеть и сохранить эту вновь родившуюся картину. Некоторые совпадения бывают просто удивительными.



[i] Монотипия (от моно... и греч. týpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника М. заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Для произведений, выполненных в технике М., характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает М. с акварелью. Техника М. известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. Крупные мастера русской и советской М. - Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто. (БСЭ)

 

Ваши комментарии к этой статье

 

8 дата публикации: 7.12.2001