Оксана Черненко

Оккультизм

 

За последнее столетие нам дано столько новых знаний об окружающем нас мире и о нас самих, что, казалось бы, можно только удивляться, что многие понятия и термины, понимание некоторых явлений все еще находится в самом рудиментарном состоянии. К тому же многие понятия получили в сознании людей очень искажённое представление. Причиною этому служило и невежественное представление толпы, и сознательное искажение некоторых понятий.

Одним из наиболее искажённых не только в представлении профанов, но и людей, которые интересуются Знанием, пытаются осознать окружающий мир, является понятие Оккультизма.

Что такое Оккультизм? Казалось бы, каждый знает, что ответить на этот вопрос, и в то же время ответов будет почти столько же, сколько и людей. Как и сто лет назад, более ругательного слова, которым награждают любое явление, затрагивающее сферу непознанного мира человека, трудно найти. Сюда валят все: от упоминания Мира Тонкого вообще, до высших духовных проявлений. Для нашей современной Церкви страшнее слова придумать нельзя, ее служители все, что выходит за рамки их понимания, награждают понятием оккультизма и сразу же помещают в ряд самых вредных для любого человека деяний.

Такое же положение отмечалось Е.П.Блаватской - когда эти знания начали открыто даваться людям - только несколько с иным знаком. Это говорит о том, что мы с вами меняемся очень медленно. Одну из причин такого положения дел она разъясняет нам в своей работе «Практическое сокровенное учение»:

«Пусть они сперва осознают истинное соотношение между Оккультными Науками и Сокровенным Учением (Оккультизмом), разницу между ними, и потом уже пылают гневом, если все еще чувствуют за собой право на это. А пока, да будет им известно, что Сокровенное Учение отличается от Магии и других тайных наук, как лучезарное солнце - от света коптящей свечи, как нерушимый и бессмертный Дух Человека - отражение абсолютного, беспричинного и непознаваемого Всего - отличается от смертной оболочки - человеческого тела.

На нашем высокоцивилизованном Западе, где современные языки формируются и слова создаются в соответствии с представлениями и мыслеобразами - что случается с каждым языком, - чем больше последние окрашивались материализмом в холодной атмосфере западного себялюбия и его непрестанной погони за благами мира сего, тем меньше испытывалось нужды в создавании новых терминов для выражения того, что молчаливо считалось чистейшим и давно уже изжившим себя суеверием . Такие слова могли соответствовать лишь идеям, которым едва ли отводилось место в уме образованного человека.

Магия - синоним трюкачества; Колдовство - эквивалент грубейшего невежества; Оккультизм - жалкое наследие помешанных средневековых философов Огня, Якобов Беме и Сен Мартенов; - и этих обозначений, по общему убеждению, более чем достаточно, чтобы покрыть все широкое поле профессионального мошенничества . Это презираемые термины, употребляемые обычно только, когда речь заходит о пыльном хламе темного средневековья и предшествовавших ему веков язычества. Поэтому в английском языке нам не отыскать терминов, которые бы определяли и оттеняли разницу между подобными анормальными силами или науками, ведущими к обладанию ими, с той точностью, которая возможна в восточных языках, в первую очередь, в Санскрите. Какое же представление, например, слова чудо и волшебство (слова, по существу, идентичные по значению, поскольку оба выражают идею чудотворчества посредством нарушения законов природы (!!), согласно толкованию признанных авторитетов) вызывают в умах тех, кто слышит или произносит их? Христианин - несмотря на нарушение законов природы - хотя и будет твердо верить в чудеса, так как последние, как утверждается, были сотворены Богом через Моисея, презрительно отвергнет волшебные дела магов фараона, или же припишет их дьяволу. Именно последнего наши благочестивые враги связывают с Оккультизмом, в то время как их нечестивые противники, смеются над Моисеем, магами, оккультистами, и стыдятся уделить такому суеверию хотя бы одну серьезную мысль. И это от того, что не существует понятий, указующих разницу; нет слов для обозначения света и теней, и приводящих разграничительную линию между тонким и истинным - абсурдным и смехотворным».

Таким образом, мы видим, что за последние более чем сто лет ситуация практически не изменилась. И можем сделать вывод дальше: в нашем языке также до сих пор не создано эквивалента, чтобы разграничить эти понятия. И среди наших единомышленников, последователей Учения Агни Йоги, Учения, дающего знания из Источника Единой Мудрости, из Единой Сокровенной Науки, тоже существует огромная путаница в понимании этого явления. И разброс мнений здесь не меньший, чем среди христиан, теософов и всех остальных. Мало того, стоит заметить в работе кого-нибудь из последователей Учения Живой Этики хоть малый намек на скрытые, оккультные силы в человеке или природе, как тут же в негодовании вскакивают защитники «чистоты» Учения Агни Йоги, и указывают вам на слова Е.И.Рерих: «Вы знаете, как я не люблю слово оккультизм и всякие напыщенные упоминания о посвященных и посвящениях, ибо в моем представлении тотчас же встает вся бутафория и параферналия псевдооккультных организаций» (23. 10. 37. Письма Е.Рерих в Европу, т.2) И этого для них достаточно, чтобы раз и навсегда заклеймить все «оккультное» и «оккультизм» как проявление темного и колдовского, несмотря на то, что в данном случае говорится всего лишь о самом слове, а не о том понятии, которое оно означает. Мало того, вслед за нашими церковниками, последователи Учения Агни Йоги также на все, что не укладывается в их сознании, навешивают ярлык оккультизма, как жупел низкого психизма и колдовства. Это говорит о том, что причина подобных явлений одного рода – поверхностное, начетническое, догматическое мышление.

Елена Ивановна в своих письмах использовала довольно часто этот термин. Приведу вам несколько цитат из ее писем:

«Но нельзя ожидать немедленных и огненных достижений и огненной трансмутации центров при спазматическом применении Учения. Оккультные законы точны и непреложны. Самое точное соответствие царит в области оккультного. Также следовало бы предупреждать подходящих еще об одном оккультном законе, который прекрасно изложен в писаниях Е.П.Блав[атской]. Привожу Вам эту страницу, озаглавленную Предупреждение . Я послала ее и д-ру Ас[ееву], но думаю, что Вы редко видите его, потому не поленюсь выписать ее: Существует странный закон в оккультизме, который был установлен и подтвержден на протяжении тысячелетних опытов. Также в течение всех лет, истекших от начала существования Теос[офского] Общ[ества], закон этот неизменно подтверждался в каждом случае. Стоит только кому-либо вступить на путь испытуемого , как начинают проявляться некоторые оккультные следствия. И первое из них есть выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших, или дурных, или безразличных» (Е.И.Рерих - В.А.Дукшта-Дукшинской,22.VII.35).

«Пересланы ли были мои письма Н.К.? Прошу Вас писать мне подробнее о делах и всем происходящем, но выписывать многие имена и названия полностью не следует, в оккультном отношении» (16.V.34. Письма Е.Рерих в Америку, т.1).

«Также и легенду о потерянных десяти коленах Иакова нужно понимать оккультно. В «Тайной Доктр[ине]» есть некоторое объяснение этому» (12.VIII.34. Письма Е.Рерих в Америку, т.1).

«Так, родные, хочу посоветовать Вам — начиная день, и посреди дня, и, кончая его, укрепляйте осознание связи и единения. Нужно, чтобы понятие единения огненным начертанием запечатлелось в мозгу. Начните повторять про себя мантрам — «Будем едины, не отяготим Вл[адыку]», и придет минута, когда нужно будет явить единение, мантрам этот встанет в памяти Вашей и удержит от непоправимого. Ведь Вл[адыка] ткет вокруг Вас защитную сеть, но каждое разъединение порывает ее, и Вы становитесь уязвимыми для любой вражеской стрелы. Пощадите себя и всех, оккультно объединенных с Вами. Ваши ауры связаны между собою, и все передается по этим нитям, не ослабляйте друг друга» (21.I.36. Там же).

«Мы, имеющие столько книг Учения, все еще не можем осознать непреложность еще скрытых, или так называемых оккультных законов. Не можем понять, что мы все время находимся в постоянной битве и потому так важно соблюдать возможно полное единение среди ближайших. Щит единения самый прочный» (11—15.II.38. Письма Е.Рерих в Америку, т.2).

Можно вспомнить и высказывания Н.К.Рериха:

«Посылаю Вам копии Шаляпинского фельетона и письма одного дальневосточного корреспондента. И в том и в другом случае красноречиво описан харб[инский] Оккультизм . Впрочем, харб[инские] мракобесы настолько отвергают всякий оккультизм, что сами готовы показаться перед всем миром в своей чудовищно безобразной наготе» (Н.Рерих. 14.IX.36 Письма Асееву, т.2).

Таким образом, мы понимаем, что Е.И.Рерих не клеймила Оккультизм, не стремилась определить этим словом все низкое и недостойное. Нужно понять, почему же она говорит о том, что не любит этого слова , между прочим, а не самого понятия?

«Ведь в группе, изучающей Учение Живой Этики, прежде всего, должно быть указано на понятие подвига и самоотверженного служения ближнему, благу. Всякий псевдооккультизм, всякие упражнения для развития психизма строго возбраняются. Ученик должен стремиться развиваться духовно, пробуждать свое чувствознание, что возможно лишь при очищении сердца и мышления от всяких предрассудков и предвзятых понятий, именно, при расширении сознания и горении сердца к принесению подвига» (И.Рерих - В.А.Дукшта-Дукшинской 8.IX.34).

«Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в Чаше. Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист.

…Владыки очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишенные равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. Потому для того, чтобы стать действительно оккультными учениками, следует, прежде всего, работать над нравственной духовной стороной жизни путем применения Учения в жизни, что даст неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие. Учение, прежде всего, прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдо-оккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению» (Асееву А.М. 6.V.34, Урусвати).

Думаю, что и этих нескольких цитат достаточно, чтобы понять, что Е.И.Рерих отвергала те искажения и извращения, которыми обросло понятие оккультизма. Она определяет его как «книжный оккультизм», «псевдо-оккультизм». Потому она и не любила этого слова, что под ним были неверные, искаженные представления вследствии профанации истинного смысла, а не потому, что само это понятие несло в себе гадкое колдовство и черную, низшую магию.

Не будет лишним обратиться за разъяснением и к Е.П.Блаватской. Посмотрим, что она писала далее в своей работе «Практическое сокровенное учение».

«Пусть он сразу узнает и навсегда запомнит, что истинный Оккультизм или Теософия есть Великое Забвение СЕБЯ безоговорочное и абсолютное, как в мыслях так и в действии. Это - АЛЬТРУИЗМ, и он выводит того, кто практикует его, из рядов живых. Не для себя он живет, но для мира , как только решает он посвятить себя этому делу.» - объясняет она суть истинного оккультизма тем, кто пытается дерзать постигнуть знания о нашем мире, превосходящие знания точных наук. Если мы вспомним, как ЕПБ, использовала это понятие в других работах, то на ум придут слова: истинный оккультизм, высшие оккультисты. Это те, кто из всех знаний выбирает: «АТМА - Видиа, термин, переводимый востоковедами просто как Знание Души , истинная Мудрость, но означающий намного больше. Последнее есть единственный вид Оккультизма, к которому должен стремиться каждый теософ, восхищающийся Светом на Пути и желающий стать мудрым и бескорыстным».

Это единственный путь, который ведет к Узким, Золотым вратам Мудрости. Все остальные пути и знания определяются ею как «оккультные науки»:

«Остальные же являются ветвями оккультных наук , т.е. наук, основанных на знании коренной сущности всех вещей в Царствах Природы - минеральном, растительном и животном, - следовательно, вещей, принадлежащих к царству материальной природы, какой бы невидимой эта сущность ни являлась, и как бы ни ускользала до сих пор от взора Науки.

…Всем другим можно научиться и достигать результатов - хороших, плохих или нейтральных, но Атма-Видиа не придает им никакого значения. Она включает их всех и может даже временами, воспользоваться ими, но делает это, очистив их от шлака, только в благородных целях, позаботившись исключить любое своекорыстное побуждение». И она предупреждает об опасности, которая подстерегает человека, избирающего выхолощенный путь механического изучения оккультных наук: «…золотые врата Мудрости могут преобразиться в широкие врата и столбовую дорогу, ведущую к погибели , и поэтому много таких, которые таким путем вступают на нее . Это - Врата оккультных наук, прилагаемых в личных целях и при отсутствии сдерживающего и благотворительного влияния АТМА-ВИДИИ».

Послушаем и Е.И.Рерих: «Теперь, что же касается до слов оккультизм и мистицизм , действительно, я не люблю значение, которое им обычно приписывается. Там, где йога, то есть связь с Высшим, там оба сказанные понятия ею вполне покрываются» (Письма Асееву, том 2. Урусвати, 1.Х. 33).

Таким образом, мы с вами можем сделать вывод, что само понятие «Оккультизм» есть выражение высшего проявления человеческого духа, его связь с Высшим, в полном забвении себя низшего, в бескорыстном и устремленном служении Общему Благу. И любое отклонение от этого наполнения порождает все другие понятия, которые мы часто тоже определяем все тем же термином «Оккультизм», но которые есть лишь искажение или неполное выражение его. Это то, что Е.И.Рерих определяет как «книжный оккультизм», «псевдо-оккультизм», а Е.П.Блаватская сравнивает с механическим изучением оккультных наук, изучающими скрытые, еще непознанные законы окружающей нас природы и использование этих знаний в своекорыстных, эгоистических целях.

Мы должны отдавать себе отчет в том, что, ограничивая себя страхом преступить черту дозволенного, не смея делать допущения, мы разделяем судьбу всех отрицателей и хулителей. Мы закрываем себе путь познания, накопления опыта и расширения своего сознания. Мы знаем с вами, что Учение Агни Йоги есть энергетическое мировоззрение, оно дает нам понимание мира как единого энергетическое организма, который развивается по определенным законам, законам, пока для нас, оккультным, скрытым, но, перестав их познавать, мы прекратим наше движение, остановим свое развитие.

Как пишет в своей работе “Карма” (по материалам газеты “Агни-священны”) Л.П.Дмитриева: “Всё, что неососознано (мы это повторим не раз), для человека не существует. Но нельзя осознать то, о чём человек даже не имеет понятия! Поэтому, прежде всего, людям надо сказать о невидимых мирах, в которых они живут, и для начала научить их основным законам этих Миров. Без такой науки прогресс человечества невозможен. Лишь наука и просвещение могут помочь человеку не потерять и даже с огромной пользой для духа пережить самые тяжёлые драматические времена. Надо объяснять человеку законы жизни с самого раннего детства, надо указать на смысл жизни, единство жизни, законы, которыми не должен пренебрегать человек и которые нельзя нарушать, строя свою судьбу.

Человек, - говорит сокровенная Наука, - не управляет Законами Космоса, человек управляется этими Законами”.

Среди наших единомышленников часто мы слышим чрезмерную заботу о том, чтоб не выдать обычным людям больше того, что эти люди, по их собственным представлениям, могут вместить. Я думаю, что именно в этом и лежит основа страха перед всем оккультным, мистическим, колдовским и т.п. И стоит только затронуть вопросы эзотерического знания, вопросы, раскрывающие сокровенные вопросы окружающей нас природы, как тут же всё отметается с брезгливостью и даже негодованием.

Но давайте подумаем над этим более серьёзно: от того, что мы с вами оттолкнём от себя эти знания, интерес других людей к ним не исчезнет. Прилавки книжных магазинов просто ломятся от псевдо-оккультной литературы и пособий по колдовству. Мы говорим пафосно о том, что Учение Агни Йоги далеко от всякой мистики, осуждает чёрное колдовство и т.п.? При всей верности высказываемых мыслей, это не означает, что Учение Агни Йоги при этом и против познания вообще, в том числе и сокровенной стороны Природы? Ведь само Учение несёт нам эти знания и даёт нам направления для развития мысли в познании всех миров бытия человека, ибо мир един и человек - часть этого единого мира.

Здесь же раздаются и другие аргументы: раз знания эзотерические, сокровенные, скрытые, оккультные, то не следует их и выдавать. Но если вам известны эти знания из различных опубликованных источников, если эти знания доступны всем остальным людям, то скрытыми, эзотерическими они называются толко номинально, чтобы дать понять нам, что совсем недавно об этих знаниях большинству человечества ничего не было известно. Ведь и многие физические, математические законы раньше были эзотерическими, сокровенными, пока не были выданы людям для их дальнейшего развития. А знание химии, которым владели только некоторые алхимики? А знания астрономии, не самой мудрой последовательницы астрологии? Значит, мы упорно будем делать вид, что всё новое о непознанной природе человека и окружающего его мира - чистое колдовство и мистика?

Другое дело, что мы с вами должны отдавать себе отчёт в том, что фактов, которые мы можем узнать о нашем физическом мире и ближайших к нему сферах бытия много, но познание всей суммы этих фактов ни в коей мере не помогает нам на нашем истинном духовном Пути. Это знание может помогать нам, делать нас осознанными, сознательными людьми на пути истинного, духовного познания. Но само по себе знание фактов, описывающих окружающий нас мир, не помогает нам в нашем духовном продвижении.

Весь вопрос состоит в том, что является для нас критерием истинности нашего познания, нашего продвижения вперед. Мы неоднократно затрагивали этот вопрос и иным ответ на него и не может быть: критерием истинности является лишь ответ на то, что способствует нашему духовному развитию, а что ему препятствует. Это, прежде всего, наша самость, наше ненасытное и проявляющееся в различных видах эго, или же бескорыстие и забота об Общем Благе.

Только неспособностью за внешним увидеть внутреннее наполнение, наше обычное невежество хватается за букву и в иступленном негодовании потрясает очередным ярлыком, клеймом, которое является, прежде всего, клеймом для самого обвинителя. Все сокровенные знания о Мире Тонком, даже простая попытка осознать то, что нам уже передано из этих знаний вызывает возмущение и негодование, так хорошо нам знакомое в нашей Православной Церкви.

Как мы знаем с вами, Магия – есть просто наука и определение ее как черную и белую идет именно на этом водоразделе: эгоизм и альтруизм. Какую цель можем мы преследовать, изучая обычные оккультные науки? Что даст нам такое знание в духовном развитии? Оно научит нас быть самоотверженными, любящими, сделает наши сердца чистыми от низких помыслов и эгоистических чувств? Конечно, нет. Этот путь псевдо-оккультизма дает нам лишь некоторое временное преимущество перед теми, кто еще не изучил процессов преобразования энергии и др.

И только тогда, когда наши устремления полны бескорыстия, желания Общего, а не личного, Блага, тогда любая оккультная наука принесет лишь пользу и будет способствовать все большему расширению нашего сознания, понимания истинной сути окружающего нас мира и нашего с вами места в нем. Сделает нас осознанными, заставит ответственно относиться к законам окружающей нас Природы. Знание законов Кармы, Перевоплощения, Аналогии, структуры внутреннего человека, оккультных законов ближайших к нам миров - это те зания, которые требуют немедленного вмещения сознаниями людей. И замалчивать их в пугливом отрицании и запретительстве просто преступно, тогда как противоположные силы как раз крайне активны в навязывании людям этих знаний, чаще всего оторванными от их единства и связи с мирами высшими.

Обратите внимание на то, что в наше время профанация и других священных понятий идёт с нарастающей силой. Е.П.Блаватская принесла европейцам понятие Учителя, она окрыто и вдохновенно раскрыла правду о старших Братьях человечества, о Махатмах, об Учителях. И вот сегодня расплодилось столько всевозможных гуру, учителей, что стоит только сказать об Учителе, как от вас с пренебрежением отвернутся.

То же самое происходит и с великим понятием Шамбала. Самые низкие служители тьмы присваивают себе право пользоваться им. И вот слышится то тут, то там, чтобы мы, последователи Учения Агни Йоги, данного Великим Учителем, Владыкой Шамбалы, старались как можно меньше произносить это великое слово, священное понятие. “Разве мало и без того на нас нападают! Разве мало нас обвиняют! Ведь каждый сатанист твердит о Шамбале!” Так что же, мы теперь отдадим им право присвоить себе, очернить и испоганить своими сатанистскими руками это священное понятие?!

Мы обязаны раскрывать людям истинный смысл этого великого понятия, понятие истинного Оккультизма. Мы должны всячески способствовать распространению знаний, которые помогут людям осознать себя в реально окражающем их мире. При постоянном сближении миров, которое знаменует приход Новой Эпохи, просто преступно отходить в сторону, идти на поводу у невежественной толпы и, таким образом, оказываться соучастниками преступления Тьмы.

В нашем менталитете нет ещё эквивалента многим понятиям только потому, что мы с вами не разрабатывали идей, которые наполнили бы эти понятия. Давайте трудиться над тем, чтобы люди могли определить разницу в сути явлений, тогда появятся и понятия, которые будут точно определять рассматриваемые идеи, тогда не будет возможности профанации, искажения и подмены света на темноту, белое на чёрное.

 

 


 

Ваши комментарии к этой статье

 

5 дата публикации: весна-лето 2001