этико-философский журнал Грани эпохи

<<<

>>>

Светлов А.В.

Лекции о бессмертии

Лекция 5

Научные аргументы в пользу существования сознательных тонкоматериальных структур. Часть III. Опыт-вне-тела.

Далее речь пойдёт об исследовании феномена, относящегося непосредственно к тета-явлениям, а именно об опыте вне тела (ОВТ), или, как его еще называют внетелесном переживании, астральном выходе, астральной проекции, билокации (одновременный обзор двух различных мест).

«ОВТ можно определить, как наблюдение какого-либо явления из точки, не совпадающей с нашим физическим телом. При этом нередко ощущается, что сознание переместилось из физического тела в некое иное тело, называемое различно: астральным телом, эфирным телом, дублем или двойником (напоминаем, что здесь приводится точка зрения исследователей от науки без комментариев и корректировки, более четко терминология и описание явлений будут изложены во второй части работы). В других случаях человек может переживать себя как простую точку сознания вне физического тела. Похоже, что иногда под общей рубрикой внетелесного опыта объединяется ряд различных, хотя и родственных переживаний... Чаще всего выходы происходят во сне. Приводимый ниже случай взят из книги Д. Мишлава и является классическим примером ОВТ такого рода. Он был сообщён в 1863 году Вильмотом из Бриджпорта:

«Я плыл из Ливерпуля в Нью-Йорк на пароходе «Город Лимерик»... Вечером второго дня... начался жестокий шторм, длившийся девять дней... Под утро восьмого дня мне приснился сон, будто дверь моей каюты открылась и вошла моя жена, оставшаяся в Штатах; она была одета в ночную рубашку. Войдя, она, похоже заметила, что я не единственный обитатель каюты; поколебавшись немного, она направилась в мою сторону, склонилась и поцеловала меня, а затем неспешно удалилась.

Проснувшись, я был удивлен, увидав, что мой попутчик, опершись на локоть, пристально на меня смотрит. «Ну, ты, видно, хорошенькая штучка, - наконец сказал он, - раз дама посещает тебя таким образом и в таком виде». Я потребовал от него объяснений, и он рассказал мне о том, что видел, лежа без сна на своей койке. Все это в точности совпадало с моим сновидением...

Через день по прибытии я встретился с женой. Едва ли не первым ее вопросом после того, как мы остались одни, был следующий: «Почувствовал ли ты, что я приходила к тебе в прошлый четверг?» «Но этого не могло быть, - возразил я. - Что ты имеешь в виду?» Тогда она рассказала, что, узнав прогноз погоды, начала очень за меня волноваться. В ту ночь она долго не могла заснуть; она все время думала обо мне, и вот около четырех часов утра ей показалось, что она пошла меня навестить... В конце концов, она пришла в мою каюту... «Человек, лежавший на верхней койке, смотрел прямо на меня, и на какой-то миг я побоялась входить, но затем вошла, нагнулась, обняла тебя и поцеловала, а затем ушла прочь». Описание парохода, данное моей женой, совпадало во всех деталях, хотя она его никогда не видела»...

При сопоставлении рассказов самых различных людей, переживших ОВТ, имеют место весьма впечатляющие корреляции видений, отмечаемых путешествующими вне тела. Нередко непроизвольные выходы из тела имеют место вследствие гипноза, глубокого расслабления - медитации, анестезии, стресса, употребления наркотиков, а также в результате несчастных случаев и в состояниях клинической смерти. Ниже приводится еще один пример из книги Д. Мишлава - на этот раз выхода из тела, происшедшего в результате несчастного случая, пережитого семидесятилетним мужчиной из Висконсина.

«Как-то зимним днем он запряг упряжку и поехал в деревню за дровами. Возвращался он сидя сверху на нагруженных санях. Падал легкий снег. Внезапно охотник, проходивший у самой дороги, выстрелил в кролика. Кони шарахнулись, дёрнув сани, и седок полетел на землю вниз головой. Он сказал, что после удара тотчас же поднялся и увидел другого «себя», бездыханно лежавшего у дороги лицом в снег. Он видел, как падает снег, как пар поднимается от лошадей, как охотник бежит к нему. Все это было очень чётким; но что его особенно поразило, так это то, что их было двое, - ведь в тот момент он думал, что наблюдает происходящее из другого физического тела.

Когда охотник приблизился, всё как бы подёрнулось дымкой. В следующий момент он обнаружил, что лежит на земле и что охотник пытается вернуть его к жизни. Все то, что он видел из своего астрального тела, было настолько реальным, что он никак не мог поверить, что его второе тело не было физическим. Он даже пытался отыскать свои следы в снегу в том месте, с которого наблюдал всю картину»...

Поскольку сообщения об опыте внетелесного путешествия не поддаются оценке в соответствии с принятой научной методологией, требующей исключения возможности субъективного искажения и фальсификации, учёными были предприняты попытки объективизации феномена.

Попытки объективизации феномена ОВТ при помощи общепринятых методик всё ещё крайне малочисленны в силу нескольких причин, одной из которых является очевидная парафизичность тонкого тела. Я, разумеется, не имею в виду то толкование термина «парафизический», которое подразумевает его тождественность «нематериальному»: здесь... лишь подчеркивается несоответствие физических параметров тонкого тела известным и изученным сегодня состояниям материи. Это, собственно, и определяет трудности, даже невозможность регистрации тонкого тела современными физическими методами, основанными на известных свойствах материи.

Тем не менее, попытки объективизации феномена ОВТ предпринимались. Здесь следует упомянуть об опытах, проведённых еще в 1919 году французским исследователем Ш. Лансле, который, применяя технику гипноза и самогипноза, нашел испытуемых, способных сознательно покидать свое тело и являться загипнотизированному или ясновидящему наблюдателю в другой комнате. Нередко фантомы давали о себе знать речью, прикосновениями, постукиваниями, а также вызывая различные изображения на фотопластинках и касаясь сульфидных экранов, в результате чего они начинали светиться. Вплоть до исследований, проведенных Ч. Тартом в конце шестидесятых годов, этот отчёт продолжал оставаться единственным сообщением об изучении ОВТ в лабораторных условиях.

Своего первого испытуемого Тарт экипировал таким образом, чтобы во время сна - испытуемый покидал своё тело во сне - можно было следить за колебаниями биотоков мозга, движениями глаз, давлением крови и электрическим сопротивлением кожи. Затем он помещал карточку с взятым наугад пятизначным числом на полку над его кроватью. Карточка была помещена так, что её мог увидеть лишь наблюдатель, находящийся под потолком. Испытуемый не мог встать и заглянуть на полку без того, чтобы не нарушить работу электро-энцефаллографа.

Более убедительные в своей однозначности исследования были проведены Фондом психических исследований в Дареме, Северная Каролина. Исследования методологически напоминали опыты Тарта, но были несколько усложнены. Помимо наблюдения физиологических изменений и расположения целевого материала в другом помещении, исследователи поставили перед собой задачу выяснить, может ли какой-либо человек, животное или механическое устройство обнаружить присутствие «второго тела» неподалеку от мишени. Наиболее значимые результаты были получены при использовании в качестве детектора любимого котёнка испытуемого. Котёнок помещался в расположенный в целевой комнате открытый контейнер около метра глубиной, дно которого было размечено пронумерованными квадратами. Во время контрольного опыта - без ОВТ - котёнок был очень активен, часто мяукал, пересекал большое количество квадратов и пытался выбраться из контейнера. Однако во время ОВТ-визитов испытуемого в целевую комнату котенок вел себя удивительно спокойно. Этот эффект повторялся в ходе четырех экспериментов. Другой опыт, в котором в качестве детектора использовалась змея, также дал поразительные результаты. Змея, совершенно спокойно лежавшая в течении контрольного периода, во время первой же пробы ОВТ стала бросаться на стеклянную стенку, как бы пытаясь поразить невидимого противника.

Помимо таких чисто физических экспериментов был проведен ряд статистических исследований, имеющих целью установление черт, общих для многочисленных разрозненных свидетельств лиц, переживших ОВТ. Важный шаг в этом направлении был сделан английским ученым Р.Круколом, критически проанализировавшим свидетельства, исходящие из возможно большого числа ОВТ, которые наблюдались в сотнях случаев, относящихся к разным культурам.

«Из физического тела «рождается» точная его копия и занимает положение над ним. Как правило, в момент отделения имеет место провал в сознании. Обычно освобожденный «двойник» видит покинутое тело. Иногда наблюдается «серебристый шнур». Опыт, как правило, не вызывает чувства страха. После отделения двойника могут наблюдаться многие феномены; возвращение двойника происходит в порядке, обратном указанному. Быстрое возвращение может вызвать шок физического тела».

Интересной иллюстрацией обобщениям Крукола может служить инцидент, описанный французским ученым П.Гэсо, путешествовавшим по Африке в сопровождении еще троих коллег. В приводимом отрывке интересна реакция современных ученых, столкнувшихся с совершенно неукладывающимся в их сознание феноменом.

«...Напротив меня спит Вуане (негр - рабочий экспедиции). Шорохи ослабевают. Я с усилием закрываю глаза и стараюсь уснуть. Вдруг царапающие звуки возобновляются с ещё большей силой и настойчивостью. С пронзительным скрипом открывается дверь. На пороге стоит Вуане в коротком бубу, в коротких штанах и с непокрытой головой. Но ведь он здесь, у моих ног, на своей циновке. Он лежит на боку, повернувшись ко мне спиной. Я вижу его бритый затылок. Между нами на земле стоит лампа, горящая тускло, как ночник. Я не смею пошевелиться и, затаив дыхание, смотрю на Вуане. Он какое-то мгновение колеблется, наклоняется, проходит под гамаками Тони и Виреля и медленно укладывается в самого себя.

Вся эта сцена разыгрывается в течении нескольких секунд. Я теряю представление о времени. Глухой голос Жана выводит меня из оцепенения: «Ты ничего не слышал?» - «Да, скрипела дверь». Я не хочу больше ничего говорить, не хочу делиться с ним моими галлюцинациями. Тони, должно быть тоже проснулся. Через минуту он встает и выходит в трусах... и почти тотчас возвращается. Мне кажется, что он очень бледен. Я приподнимаюсь и дотрагиваюсь до гамака Вирэля. Он спит глубоким сном. Шорохи ослабевают. Напряжение в хижине спадает...

Утром не было сказано ни слова о событиях прошедшей ночи...»

Гэсо продолжает свой рассказ. «Ты помнишь ночь в Сагпау?» - спрашивает Жан. Воспоминания об этой ночи преследуют меня целую неделю, но, не знаю почему, мне ни с кем не хотелось говорить об этом. Я представляю Жану высказаться первым. Он видел то же самое, что и я. Третий свидетель этой сцены, Тони, выйдя из хижины, встретил Вуане, хотя тот на глазах у нас только что улегся в своего двойника. Нельзя найти никакого разумного объяснения этой коллективной галлюцинации. Вирэль, единственный из нас разбирающийся в спиритизме, оказался в это время единственным, кто безмятежно спал. Он находит это сверхъестественное приключение почти банальным»... [2].

Наконец, в разговоре о феномене ОВТ совершенно обязательным, мы считаем, упомянуть о книге С. Малдуна и Х. Каррингтона «Выход астрального тела» [30], поскольку эта книга является, по-видимому, самым полным описанием явления, сделанным хотя и непосвященным человеком, но честным исследователем, который говорит только о тех вещах, которые сам испытал.

Во введении к этой книге Х. Каррингтон пишет: «В ноябре 1927 года я получил письмо от Сильвана Малдуна, в котором он пишет: «Я недавно прочел вашу книгу «Оккультные и психологические науки»... И меня особо заинтересовала глава «Астральная проекция», поскольку сам являюсь «астральщиком» уже более двенадцати лет, то есть, задолго до того, как понял, что ещё кто-то в мире знает о подобных вещах... Меня немного смутило также, что вы пишете, будто Ш.Ланселен единственный, кто знает всё о данном предмете, и вкратце приводите сущность его работы. А что, если я, который не знаком с исследованиями Ланселена, напишу книгу о таких особенностях, о каких Ланселен не имеет понятия? Я даже поразился, в самом ли деле этот автор сознательный астральщик. Из того что вы пишите мне стало понятно, что Ланселен сам никогда не совершал выходов в астрал или же его субъекты не обладали ясностью сознания во время проекций... Я вот прошёл через все это и знаю каждую эмоцию, каждое движение, любую деталь, которой сопровождается переход из полного сознания в физическом теле, после перехода в астрал и затем пребывание в астрале и дальнейшее «возвращение» в земной двойник... И еще один момент, который поражает меня больше всего - это отсутствие какого-либо упоминания об астральной связке, играющей сновополагающую роль во всем явлении. Возможно ли, чтобы никто из субъектов Ланселена ни разу не изучал эту связку или даже не видел?.. Ничего не говорится и о функциях связки, как она стабилизирующе действует на фантом или наоборот выводит его из равновесия. Каковы её размеры, когда тела находятся на незначительном расстоянии друг от друга и как они меняются, а также насколько уменьшается ее сопротивление по мере увеличения этого расстояния (что я измерил в точности) и другие вопросы... Ланселен не пишет и о контроле над астральной связкой, механизм которого является жизненно важным фактором. Он указывает, что астральное тело появляется из солнечного сплетения, но это не так. Происходит повсеместно разделение тел. А вот связка соединена с данным сплетением, но идеальным местом её присоединения является продолговатый мозг, осуществляющий непосредственный контроль над процессом дыхания... Я могу рассказать вам ещё многое о проекции, но надеюсь, что после всего вышесказанного вы потребуете: «А ну, докажи!» Но доказать не так легко! Потребуется целый научный трактат для доказательства. Я только предполагаю написать такой труд, но боюсь, что кто-нибудь скажет мне, что я сумасшедший и никто не захочет взять его в руки... Кроме того, несмотря на то, что я имею опыт астральных выходов настолько значительный, чтобы иметь общее представление о феномене, однако остаётся ещё множество неясностей в нем. Добавлю еще, мне двадцать пять лет, поэтому если вы прочтёте это письмо и воспримете его содержание серьёзно, то это уже для меня почётно...».

«Здесь хотелось бы подчеркнуть, что я сразу понял, - пишет далее доктор Каррингтон, - что имею дело с человеком, обладающим обширнейшей и весьма ценной информацией, поэтому я не теряя времени тут же сел писать ему ответ, убеждая Малдуна немедленно браться за работу, которую пообещал отредактировать, издать и написать к ней введение. И вот книга вышла. Должен отметить, что мы с Малдуном работали вполне согласованно. Он заполнил многие «пробелы» и провел множество экспериментов, которые я предложил ему осуществить, в каждом случае проявляя настоящую искренность и скрупулезную устремленность в достижении истины. Он не утверждал ничего, что не смог бы доказать, не выдвигал никаких теорий, не подкреплённых действительным опытом, и если не знал чего-то, то честно заявлял об этом... Добавлю также, что значительная часть книги написана самим С. Малдуном, который в то время сильно заболел, что не мог даже вставать; бывало, что у окружающих не было уверенности, что следующий день не будет для него последним. А когда ещё человек может быть правдивым и искренним, если не в такое время. И его стремление к точности и искренности прослеживалось во время всей работы» [30, с.13].

«Я всегда стоял на очевидных фактах, - пишет сам Сильван Малдун в предисловии к английскому изданию 1968 года. - И говорю, что я испытал! это...материалист утверждает, что это предрассудок верить в возможность существования разума вне мозга. Его теория состоит в том, что мозг «выделяет» мысль также, как печень вырабатывает желчь. И тот же материалист, не способный доказать свое представление о том, как мозг выделяет мысль, забывает об отсутствии аргументов для своей теории, но требует доказательств от спиритов. Если заставить материалиста представить доказательства, то он скажет, что таковое (доказательство!) может быть получено только экспериментально (заметьте!) и тогда станет очевидным, что мозг вырабатывает мысль. На тот же вопрос спирит ответит, что его эксперимент подтвердит, что мозг не занят выработкой мыслей. Значит и материалист, и спирит должны отбросить «доводы», но отталкиваться только от эксперимента» [30, c.7].

В этой связи интересно привести ответ известного врача-хирурга Войно-Ясенецкого. Когда его спросили неужели он верит в существование души в то время, как он столько раз вскрывал мёртвое тело человека? На что он ответил: “Я много раз вскрывал тело человека, но я никогда не видел в нём ни мыслей, ни разума. Я видел только органы, мёртвые органы” [3, с.14].

В докладе об исследованиях феномена ОВТ в Американском обществе психических исследований доктор Карлис Осис, директор исследований, писал: «В последние два года исследовательский отдел был целиком занят изучением вопроса: продолжает ли существовать человеческая личность после смерти, физической смерти? Мы следовали нашей центральной гипотезе - человеческая сущность является «экзоматической системой», способной действовать независимо и вне своего физического тела. Эта «экзоматическая» сторона человека способна оставить своё тело в момент смерти и продолжать существовать. Может ли человек, спрашиваем мы, действительно оставлять своё тело на время (как во время опытов по разделению души и тела) или постоянно (в момент смерти)?

После детального обзора проводимых экспериментальных работ доктор Осис подвел следующий итог: «ОВТ-исследования оказались трудным делом, главным образом потому, что этот феномен в полном виде редко воспроизводится по желанию. Наши результаты, полученные до сих пор, согласуются с нашей гипотезой. После использования исследовательских возможностей, описанных выше, мы можем действительно надеяться получить доказательства экзоматического существования человеческой личности» [2, с.254].

Очень интересные и необыкновенно важные в мировоззренческом плане исследования провёл американский психолог Р. Моуди, изучивший и сопоставивший свидетельства людей, переживших то, что Моуди называет «предсмертным опытом», хотя вся логика работы Моуди позволяет, как кажется, говорить об этом опыте как посмертном. Благодаря развитию реанимационной техники Моуди получил возможность сбора весьма представительного в статистическом плане материала, обработка которого привела его к удивительным результатам. Выяснилось, что, «несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близким знакомством со смертью, а также типов людей, переживших это, несомненным является то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство».

Справедливости ради следует сказать, что первое серьёзное изучение опыта смерти было предпринято не в двадцатом веке, а в девятнадцатом. И не психологом, не психиатром, а известным швейцарским геологом Альбертом Геймом. Однажды в Альпах он попал в катастрофу, которая едва не кончилась для него смертью. После этого он в течении нескольких десятилетий собирал наблюдения, которые касались людей, побывавших на краю гибели - раненых солдат, каменщиков и кровельщиков, сорвавшихся с высоты, тонувших моряков...

Впервые Гейм сообщил о своих открытиях в докладе на съезде швейцарского альпийского клуба в 1892 году. Вывод его был таков: субъективный опыт, полученный в состоянии, близком к смерти, у разных людей сходен, независимо от конкретных обстоятельств. Работа ума сначала резко ускоряется и обостряется. Время необычайно растягивается. Перед внутренним взором погибающего проходят картины его жизни. Человек видит себя со стороны [9, с.25].

Сегодня многие уже знают о работах Дж. Майерса “Голоса на краю вечности” (1973); Осиса и Харальдсона В час смерти (1976); Мальца Бетти Мои впечатления о вечности (1977); Д.Р. Уиклера Путешествие по ту сторону (1977); Элисабетт Кублер-Росс О смерти и умирании (1969), Смерть не существует” (1977); М. Роллингса Перед дверью смерти (1978); Тима Хэя Жизнь после жизни” (1980); Майкла Сабома Призывы смерти (1983) и другие. И всё же наибольшую известность получили работы Раймонда Моуди Жизнь после жизни (1976) и Размышления о смерти после смерти (1983).

Моуди выделил несколько отдельных моментов, встречающихся в подавляющем числе рассказов людей, переживших клиническую смерть. Одним из наиболее общих моментов, отмеченных теми, кто непосредственно приблизился к смерти, является невыразимость, невозможность адекватного выражения обычными словами: «Просто нет слов, чтобы выразить то, что я хочу сказать»... «Для меня настоящая проблема попытаться вам сейчас это объяснить, потому, что все слова, которые я знаю, являются трёхмерными. В то же время, когда я это пережила, я не переставала думать: «Ну вот, когда я проходила геометрию, меня учили, что существует только три измерения, и я всегда этому верила. Но это неверно. Их больше». Да, конечно, наш мир, тот, в котором мы живем сейчас, - трёхмерный, но мир иной совершенно определённо не трёхмерен. И именно поэтому так трудно рассказать вам об этом. Я должна описать вам это в словах, которые являются трёхмерными. Это наилучший способ объяснить, что я имею в виду, но и это объяснение не совсем адекватно. Практически я могу передать вам неполную картину» [16].

Очень важным с точки зрения возможности объективизации посмертного опыта является способность слышать и видеть происходящее, причём видеть всё, включая своё тело, со стороны, чаще всего сверху.

Молодой человек, которого сочли мёртвым после автомобильной катастрофы, рассказывает: «Я слышал, как одна женщина, находившаяся там, говорила: «Он мёртв», и кто-то ещё ответил: «Да, он мёртв» [16].

Рассказывает женщина: У меня прекратилось дыхание и перестало биться сердце... Я сразу же услыхала, как сестры что-то закричали. И в этот момент я почувствовала, как я отделилась от своего тела, проскользнула между матрасом и перилами с одной стороны кровати... Было даже похоже, что я прошла сквозь перила. Затем я стала медленно подниматься вверх. Во время своего движения я видела, как ещё несколько сестёр вбежали в комнату... Они позвали врача, и я видела также как он входил... Я переместилась на осветитель, и там остановилась, паря под потолком и глядя вниз. Мне показалось, что я листок бумаги, взлетевший к потолку от чьего-то дуновения.

Я видела, как они старались вернуть меня к жизни. Моё тело было распростёрто на кровати прямо перед моим взором, и все стояли вокруг него. Я слышала, как одна из сестёр воскликнула: «О Боже! Она скончалась!», в то время как другая склонилась надо мной и делала мне искусственное дыхание рот в рот. Я смотрела на её затылок, в то время как она это делала. Я никогда не забуду, как выглядели её волосы, они были коротко пострижены. Сразу за этим я увидела, как вкатили аппарат и стали воздействовать на мою грудную клетку. Я слышала как во время этой процедуры мои кости трещали и скрипели. Это было просто ужасно. Я смотрела как они массируют мне грудь, трут мои руки и ноги, и думала: «Почему они волнуются? Ведь мне сейчас очень хорошо...» [16].

Моуди пишет: «Несмотря на всю сверхъестественность бестелесного состояния, человек оказывается в подобном положении настолько внезапно, что требуется некоторое время, чтобы до его сознания дошло значение того, что он переживает. Он может какое-то время находиться вне тела, отчаянно пытаясь разобраться во всём, что с ним происходит и что проносится в его мозгу, прежде чем он осознает, что он умирает или даже умер.

В одном или двух случаях, с которыми я познакомился, умирающие, чья душа, разум, сознание (или можете назвать это как-то иначе) отделилась от тела, говорили, что после выхода они не чувствовали, что у них есть вообще какая-то «телесная» оболочка. Они воспринимали себя как «чистое» сознание. По словам одного человека, у него было ощущение, что он мог видеть все вокруг себя, в том числе и свое собственное тело, лежащее на кровати, и при этом не занимал никакого места, как если бы он был сгустком сознания. Еще несколько человек говорили, что они просто не могут вспомнить, было ли у них какое-нибудь «тело» после того, как они покинули свое физическое тело, - настолько они были захвачены тем, что происходило вокруг них. Однако значительное большинство моих собеседников утверждало, что они очутились в другом теле после того, как вышли из своего физического тела. Здесь мы, однако, вступаем в область, которую очень трудно обсуждать. Это «новое тело» представляет собой один из двух или трёх аспектов опыта, связанного со смертью, для которого неадекватность человеческого языка создает наибольшие трудности. Почти каждый, кто рассказывал мне об этом «теле», в этом месте становился растерянным и говорил: «Я просто не могу это описать», либо делал другое замечание в том же роде. Тем не менее описания этого тела сильно напоминают друг друга. Так, хотя отдельные люди используют различные слова и приводят различные аналоги, эти попытки выразить свою мысль сводятся, по-видимому, к одному и тому же.

Умирающие, по-видимому, первоначально не осознают существование своего духовного тела из-за ограниченности его возможностей. Они обнаруживают, что, находясь вне своего физического тела, они тщетно пытаются сообщить окружающим о своем состоянии, но никто их не слышит. Это можно проиллюстрировать рассказом одной пациентки, у которой наступила остановка дыхания и её перенесли в другую комнату, где её старались реанимировать.

«Я видела, как они пытаются вернуть меня к жизни. Это было очень странно. Я находилась не очень высоко, было похоже, как если бы я была на пьедестале, но на небольшой высоте, а так, что могла глядеть поверх них. Я пыталась говорить с ними, но никто не мог слышать меня» [16].

Или: «Люди со всех сторон подходили к месту аварии. Я не мог видеть их и я был в середине очень узкого прохода. Однако когда они шли, то казалось, не замечали меня. Они продолжали идти, глядя прямо перед собой. Когда они подошли совсем близко, я попытался повернуться, чтобы освободить им дорогу, но они просто прошли сквозь меня».

Ещё: «Я не мог что-либо трогать или передвигаться, не мог контактировать с кем-либо из окружавших меня людей. Это было ощущение страха и одиночества, ощущение полной изоляции. Я знал, что был совершенно одинок, только с самим собой».

И ещё: «Все это время я сознавал свое полное, абсолютное одиночество, как будто я был гостем из другого мира. Все связи оборвались. Я знаю, это было так, как будто там не было любви или других чувств. Все было как-то механистично. Я в самом деле не понимаю, что всё это означало» [16].

Кроме того, хотя духовное тело и не заметно для людей, обладающих физическими телами, оно, по мнению всех, кто это пережил, есть нечто, хотя его и не возможно описать. Все соглашаются на том, что оно имеет форму... иногда существенно напоминающую очертания физического тела... Мне приходилось слышать множество различных выражений для описания этого тела, но, как нетрудно увидеть, во всех случаях подразумевается одна и та же мысль. Среди слов и выражений, использованных разными людьми, были такие, как «туман», «облако», «подобие дыма», «нечто прозрачное», «цветное облако», «что-то тонкое», «сгусток энергии» и другие со сходными значениями».

Во многих сообщениях, приводимых Моуди, упоминается о разного рода необычных слуховых ощущениях в момент смерти или перед ним. Иногда они крайне неприятны... «Часто одновременно с шумом у людей возникает ощущение движения с очень большой скоростью через какое-то тёмное пространство. Для описания этого пространства используется много различных выражений... Хотя люди в этом случае пользуются различной терминологией, ясно, что все они пытаются выразить одну и ту же мысль: «Я был в чрезвычайно тёмной чёрной пустоте. Это очень трудно объяснить, но я чувствовал, словно я двигаюсь в вакууме, прямо сквозь темноту. Однако я всё сознавал. Было так, словно я находился в цилиндре, не содержащем воздуха. Это было странное ощущение, будто находишься наполовину здесь, наполовину ещё где-то» [16].

Некоторые люди рассказывали, что в этот момент, когда они умирали, - иногда это было в самом начале, иногда после других событий, уже описанных выше, - они начинали осознавать близкое присутствие других существ, среди которых узнавали знакомых когда-то, но уже умерших людей: «...Доктор уже потерял надежду вернуть меня к жизни и сказал моим родным, что я умерла. Однако я очень внимательно за всем наблюдала и даже когда я слышала, как доктор говорил это, я чувствовала себя вполне в сознании. В то же время я почувствовала, что в комнате присутствуют люди, которых я знала в жизни, но которые уже умерли. Я узнала свою бабушку и девочку, которую знала, когда училась в школе, а также много других родных и знакомых. Это выглядело так, что я видела главным образом их лица и чувствовала их присутствие. Все они выглядели очень приветливыми. Было очень хорошо от того, что они были рядом. Я чувствовала, что они пришли, чтобы защитить или сопровождать меня. Было почти так, как если бы я пришла домой и они были здесь, чтобы встретить и приветствовать меня. Все это время меня не покидало чувство света и радости. Это был прекрасный и славный момент» [16].

В других случаях люди встречаются с теми, кого они не знали в своей прежней жизни. Подчёркивается тот факт, что восприятие духовных существ очень часто имеет более интуитивный, чем визуальный характер: «Когда я был мёртв и находился в этой пустоте, я говорил с людьми. Но я не могу сказать, что я говорил с людьми, обладавшими определённым телом. Тем не менее, у меня было чувство, что вокруг меня были люди, я мог ощущать их движения, хотя я никого не видел. Время от времени я говорил с кем-либо из них, но не мог никого видеть. Когда я стремился узнать, что происходит, я всегда получал мысленный ответ от кого-нибудь из них о том, что всё в порядке, что я умираю, но что всё будет хорошо, так что моё состояние не беспокоило меня... Они не оставляли мое сознание одиноким в этой пустоте» [16].

В порядке небольшого отступления от событий, описываемых в книге Моуди, приведу рассказ одной девушки, которая, хотя и не переживала посмертного опыта, но, являясь обладательницей феноменально сильных пси-способностей, испытывала в том числе спонтанные ОВТ. Она рассказывала, что однажды, лежа в постели, вдруг «вылетела из себя» и оказалась в соседней комнате, где обнаружила некие, похожие на человеческие фигуры. Через некоторое время она поняла, что это не кто иные, как её умершие родственники. Они заметили девушку, и со словами: «Тебе ещё пока здесь не место», выкинули её в окно, после чего она оказалась опять в своем физическом теле».

Наиболее невероятной и в то же время наиболее часто упоминаемой деталью посмертного опыта является встреча с очень ярким светом, который оказывает самое глубокое впечатление на людей, переживших смерть... Несмотря на всю необычность этого видения, ни один из пациентов не сомневается в том, что это было светящееся существо, к тому же обладающее личностью. «Любовь и тепло, которые исходят от этого существа, нельзя описать никакими словами. Умирающий чувствует, что этот свет окружает и влечёт его, чувствует полное облегчение и тепло в присутствии этого существа»... Следующей характерной деталью общения с этим светящимся существом является момент, когда существо показывает человеку как бы обзор его жизни. Чаще всего бывает очевидно, что светящееся существо знает всю жизнь человека и не нуждается в информации. Его единственное намерение - вызвать реакцию. Предлагаемое свидетельство такого рода - одно из наиболее полных и типичных.

«Когда появился свет, первое, что он мне сказал, был вопрос, который можно сформулировать примерно так: «Что ты можешь показать мне из твоей жизни?...» И вдруг в этот момент замелькали картинки. Я вдруг очутилась в своём детстве. Потом я как бы шла год за годом через всю свою жизнь с раннего детства до настоящего времени. Было так странно... я была маленькой девочкой, играющей у ручья возле дома; переживания, связанные с моей сестрой... Затем я попала в детский сад и мне вспомнилась... единственная игрушка, которую я действительно любила и очень долго плакала, когда она сломалась... Я вспомнила, как я была в группе девочек и ездила в лагерь... Затем вспомнились старшие классы, как мне выпала честь быть выбранной в школьное научное общество... Так я прошла через всю школу и первые несколько лет в институте, и так вплоть до настоящего времени. Сцены, которые я видела, были такими живыми! Как будто проходишь и смотришь на них со стороны, и видишь в трёхмерном пространстве и в цвете. Картины были подвижными...» [16].

Моуди пишет: «Несколько человек рассказывали мне о том, что в течение их встреч со смертью они на мгновенье видели целую отдельную область существования, в которой, казалось, присутствовали все знания о мире - будь то прошлое, настоящее или будущее - в каком-то вневременном состоянии. Они описывали это как момент озарения, во время которого казалось, что человек имеет совершенное знание. Пытаясь говорить об этой стороне своих переживаний, все замечали, что это переживание абсолютно непередаваемо. Также все согласно говорили, что это чувство совершенного знания исчезает после их возвращения к этой жизни, и что они не сохранили никакого всеведения. Они согласны в том, что это видение не только не расхолаживает их от попыток обучения в этой жизни, а скорее вдохновляет...

Рассказы умиравших о том, как происходит возвращение в физическое тело, весьма разнообразны. Многие просто говорят, что они не знают, как и почему они вернулись. Очень немногие считают, что решающим фактором было их собственное решение вернуться к земной жизни...

Одна женщина рассказывала: «Врач сказал, что я скончалась, но я была, несмотря на это, жива. То, что я пережила, было так радостно, я совсем не испытывала неприятных ощущений. Когда я вернулась и открыла глаза, мои сестры и мой муж были рядом. Я видела их радость - на глазах у них были слёзы. Я видела, что они плачут от радости, что я не умерла. Я чувствовала, что я вернулась потому, что меня как будто что-то притягивало: этим «что-то» была любовь ко мне сестёр и мужа. С тех пор я верю, что другие люди могут вернуть нас обратно» [16].

Опыт пережитой смерти оказал на жизнь вернувшихся к ней очень тонкое умиротворяющее воздействие. Многие говорили мне, что после того, что произошло, они чувствуют, что их жизнь стала глубже и содержательнее, так как благодаря этому опыту они стали гораздо более интересоваться фундаментальными философскими проблемами.

«С того момента, как это случилось, я всегда думаю о том, что я сделал с моей жизнью и что я буду с ней делать. Моя прошлая жизнь - я был удовлетворён ею. Я не думал, что миру что-либо нужно от меня, так как я в самом деле сделал то, что мне хотелось, и так, как мне хотелось: и я ещё живу и могу делать что-то ещё. Но после того, как я умирал, все вдруг переменилось, сразу после этого опыта. Я стал задумываться - не совершал ли я те или иные поступки потому, что они были хорошими только для меня? Я стараюсь делать вещи по возможности существенные и те, после которых мое сознание и моя душа чувствуют себя лучше. Я стараюсь избегать предубеждённости и не осуждать людей. Я стараюсь совершать поступки, которые хороши сами по себе, а не только полезны лично для меня. И мне кажется, что я стал теперь гораздо лучше разбираться в жизни. Я чувствую, что обязан этим тому, что со мной произошло, то есть своему опыту смерти, тому, что я тогда увидел и пережил».

«После того, как это произошло, именно состояние моего разума стало основным предметом моих забот, а уже на втором месте забота о теле - оно просто нужно для поддержания разумной жизни...» [16].

Как и следовало ожидать, этот опыт оказывает глубокое влияние на отношение переживших его людей к физической смерти, особенно тех из них, которые до этого не думали, что есть что-либо после смерти. В той или иной форме все эти люди высказывали одну и ту же мысль - что они больше не бояться смерти.., но все они безусловно отвергают самоубийство как средство возвращения в ту реальность, в которой они побывали во время своего опыта.

«После этого опыта я не боюсь смерти. Это ощущение исчезло. Я больше не чувствую себя ужасно на похоронах. Я даже в каком-то смысле рад за умерших, потому что знаю, где находятся те, которые умерли».

«Теперь я не боюсь умереть. Это не значит, что смерть для меня желанна или что я хочу умереть прямо сейчас. Я не хочу жить там прямо сейчас, потому, что я полагаю, что должна жить здесь. Но я не боюсь смерти, потому что знаю, куда пойду после того, как оставлю этот мир, так как я уже была там раньше» [2, c.239].

«Человек, переживший подобный опыт, уже не сомневается в том, что жизнь не прекращается со смертью тела. Причем для такого человека это уже не абстрактная возможность, а факт из собственного опыта» [2, с.246].

__________________________

Литература

1. Мысли мудрых людей на каждый день. Собраны Толстым Л.Н. М.: Художественная литература, 1990.

2. Максим Карпенко. Universum Sapiens (Вселенная Разумная). М., 1992.

3. Мень Александр. Тайна жизни и смерти. Культура и религия. М.: Знание, 1992, № 1.

4. Индусская книга Смерти (Гаруда - Пурана Сародхара). Пер. с санскрита. Под общ. ред. Неаполитанского С.М. Л.- Рига: Изд. IEC, 1991.

5. Тибетская книга мёртвых (Бардо Тедол): Пер. с англ. СПб.: Издательство Чернышева, 1992.

6. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. Сост.: Назаров В.Н., Сидоров Г.П. М.: Политиздат, 1990.

7. Блаватская Е.П. Введение к Тайной доктрине . В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии. Репринт. Харьков: Изд. РИО Облполиграфиздата, 1991.

8. Форд А. Жизнь после смерти: Как об этом было рассказано Джерому Эллисону. Л.: Ленздат - МП Вестник , 1991.

9. Гуревич П. Уйти, чтобы вернуться. Наука и религия, май, 1991, № 5.

10. Данте А. Божественная комедия. М.: Интерпракс, 1992.

11. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т.1 Ч.2-3. Изд-ва Экополис и Культура, Андреев и сыновья, 1991.

12. Безант А. Древняя мудрость. М.: Лотос, 1990.

13. Гелева П.А. Возвращение спиритизма. Наука и религия, май, 1991, № 5.

14. Баркер Э. Письма живого усопшего. Барнаул: Издательство Аккем, 1991.

15. Фламмарион К. Неведомое. Хабаровск: Амур, 1991.

16. Моуди Р. Жизнь после смерти. Машинописный перевод. Изд. Стекпоул США, 1976.

17. Тростник на солнечном ветру. Вечерняя Алма-Ата № 237 от 15 октября 1990.

18. Чаша Востока. Письма Махатмы. Перевод Искандер Ханум, Хабаровск: Изд-во Амур, 1991.

19. Лидбитер Ч. Ясновидение. Вильнюс: Satwa , 1992.

20. Блаватская Е.П. Пролог (Проэма). Страницы из доисторической летописи. В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии. Репринт. Харьков: Изд. РИО Облполиграфиздата, 1991.

21. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М.: СП «Соваминко», 1989.

22. Инюшин В.М. Элементы теории биологического поля. Алма-Ата, 1978.

23. Техника - молодежи. 1980, № 3.

24. Горбовский А.А. В круге вечного возвращения. Три гипотезы. М.: Знание, 1989.

25. Цит. по: American Journal of Psychiatry. Wash., 1980.

26. Эзотерика. Т-III. Парапсихология: Учебный курс. Пер. с нем. М.: Русский капитал, 1992.

27. Письма Елены Рерих. Печатается по тексту первого тома «Писем Елены Рерих». 1929-1938 гг. Рига, 1940. Предприятие «Алгим» и Т.О.О. «Аура» по заказу Сибирского Рериховского Общества при содействии внешнеторговой фирмы «Омь». Новосибирск: Издательство «Вико», 1992.

28. Аномалия. Всероссийское издание центра «Ленинформ» и Всесоюзной уфологической ассоциации при участии Комитетов по энергоинформационному обмену в природе, 1991, № 9.

29. Аномалия. Всероссийское издание центра «Ленинформ» и Всесоюзной уфологической ассоциации при участии Комитетов по энергоинформационному обмену в природе, 1990, № 4.

/журнал Грани эпохи № 7 осень 2001г. / дата публикации

<<< // >>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция