этико-философский журнал Грани эпохи

<<<

>>>

Светлов А.В.

Лекции о бессмертии

Лекция 3

Научные аргументы в пользу существования сознательных тонкоматериальных структур . Часть I. Тонкоматериальные структуры и парапсихология

Большая часть людей признает объективной реальностью (то есть реальностью, существующей независимо от субъекта) лишь ту часть Мира, которая воспринимается ими посредством пяти известных органов чувств. Это материальный мир, физический аспект проявленной Реальности, точнее малая часть Большого Целого. Существование всего остального, находящегося за границами пределов ощущения, подвергается сомнению, называется субъективными впечатлениями (то есть, существующими в сознании только данного субъекта, в его мозгу) или грёзами, видениями, иллюзиями.

Но давайте сначала обратим наше внимание на ту физическую материю, которая являет собой оплот объективной реальности . В настоящее время каждому образованному человеку известно, что всякое тело состоит из молекул, которые, в свою очередь, образованы атомами, упорядоченными в определенные структуры. Атом представляет собой схематически центральное ядро, вокруг которого с невероятной скоростью вращаются по строго фиксированным орбитам элементарные частицы, называемые электронами. Успехи таких наук, как квантовая физика и физика элементарных частиц в исследовании микромира, дают основание ученым с полной уверенностью заявлять, что наиболее компактным из всех является атом водорода. Для того, чтобы представить себе соотношение размеров этой структуры увеличим ее в 1.000 миллиардов раз! Тогда в центре будет гипотетический шарик диаметром 16 миллиметров, а второй шарик , отождествляющий собой электрон, будет иметь диаметр 5.6 миллиметров и облетать ядро по орбите радиусом 53 метра! Выходит, что на 99.999...% атом состоит из пустоты. И это самый плотный , если можно так выразиться, атом. Следовательно плотность и непроницаемость окружающих нас предметов не более чем иллюзия, создаваемая особым устройством наших органов чувств.

Итак, физическая материя - что это? Попробуем получить представление о ней, проделав следующий мысленный эксперимент. Представим себе, что мы имеем возможность изолировать некий объём пространства, в границах которого можем медленно увеличивать температуру до очень высокого уровня без рассеяния энергии, подобно ультразвуковой печи неограниченной мощности. Поместим в этот объём кусочек льда - твёрдого материального вещества и начнём увеличивать температуру внутри объёма. Без сомнения, лёд расплавится и материя его вещества сначала перейдёт в жидкое агрегатное состояние, обусловленное распадом кристаллических структур. Далее жидкость закипит, что приведет к испарению - переходу материи в менее плотную фазу. После этого температурный нагрев заставит частицы образовавшегося газа (молекулы водяного пара) распасться с образованием плазменного ионного облака, в котором вещество, называемое водой , трансмутируется, представляя собой совокупность атомарных состояний (атомы водорода и кислорода) и ионных состояний. Но продолжим наше наблюдение за превращениями материи через ее последовательные все более разряженные дифференцированные состояния. Увеличивая накал, мы добьемся деструкции атомов и их осколков на элементарные частицы, что ознаменует переход вещества в электромагнитное излучение, то есть, иначе говоря, в свет. Огненный фотонный поток покажет нам какая колоссальная энергия была некогда сфокусирована в кусочке льда. Это самая настоящая термоядерная реакция - тот предел, которого достигла современная наука в исследовании глубинных процессов в таинственных недрах материи.

На этом рубеже окопался авангард исследователей микромира, использующих в своем арсенале методы теоретической физики, поскольку экспериментальная база (ускорители частиц) не дает возможности пока прорвать оборону ускользающих величин микромира. Но представим, что для нас с вами не существует этого технического барьера. Наше сознание устремляется в структуры материи, минуя физические органы чувств - единственную причину, ограничивающую продвижение материалистических научных изысканий в области микромира.

Продолжим дематериализацию, разогревая среду, состоящую уже из элементарных и виртуальных частиц и не обращая внимания на кварки, глюоны и прочие гипотетические элементы и связи, призванные проявить для логического разума внутренние аспекты всякого материального объекта. Следующим состоянием рассматриваемой нами материи будет, если можно так научно выразиться, чистое гравитационное излучение, носителем структуры которого можно считать эфемерные гравитоны. Это завершающая дифференцированная фаза, за которой следует только проявленное развернутое пространство. При этом мы будем полагать, что пространство является «первичным воплощением простого единства беспредельного протяжения - субстанциональной абсолютно непознаваемой живой сущностью» [11, с.51]. Именно оно является первоосновой всех проявленных материальностей, представляющих собой ни что иное, как различные степени его конденсации. Иначе говоря, не будет ошибкой рассматривать любой материальный объект в виде сгустка концентрированного пространства, заключающего в себе все предшествующие его структуированию аспекты.

Считая состояния материи, лишенные проявленных форм, чистым духом, можно дать определение категории материя , которая есть «кристаллизация духа, изменчивая в формах и проявлениях, но неразрушимая в основе, живая в каждом своем элементе» [18, с.44].

Материализм разделяет материю на живую и неживую только потому, что не способен со своими ускорителями и электронными микроскопами, этими механическими расширителями границ восприятия физических чувств, приблизиться к самой границе раздела, которой в действительности не существует, разве что в умах некоторых апологетов материализма, настаивающих на таком разделении. Понятия «Материя» и «Жизнь» неразделимы, ведь материя - это совокупность форм проявления Единой Жизни. «Материя - это совокупность существований в Космосе доступная любому плану возможного восприятия - последовательность наших собственных состояний сознания» [18].

Дифференцированные органы чувств устроены так, что каждый из них настроен на вибрации среды определенной частоты, работая по принципу камертона. Среди чрезвычайно быстрых вибраций, действующих на сетчатку глаза, известен небольшой ряд их, - очень небольшой ряд, - на который ретина человеческого глаза способна отвечать, и эти особые вибрации вызывают в нас ощущения, которое мы называем светом. Иначе говоря, мы способны видеть только те предметы, от которых этот специальный свет может исходить или отражаться.

Точно так же барабанная перепонка человеческого уха способна отвечать на определенный, очень небольшой, ряд сравнительно медленных вибраций, достаточно медленных, чтобы подействовать на окружающий нас воздух, и, таким образом, мы способны слышать только те звуки, которые производятся предметами, способными вибрировать с некоторой скоростью в этой специальной области.

Относительно обоих этих случаев наука прекрасно знает, что существует большое число вибраций выше и ниже этих двух групп и что, следовательно, есть много света, которого мы не можем видеть, и много звуков, к которым ухо наше глухо. Таким образом, мы начинаем понимать, что вибрации, с помощью которых мы видим и слышим, подобны двум маленьким группам небольшого количества струн, взятых из огромной арфы, величина которой бесконечна; и когда мы подумаем, как много мы смогли узнать и сколько мы сделали выводов с помощью этих небольших отрывков, мы смутно представим себе, какие возможности могли бы лежать перед нами, если мы были б в состоянии пользоваться обширным и чудесным целым... Опыты с рентгеновскими лучами дают нам примеры тех поразительных результатов, которые получаются, когда даже очень не многие из этих добавочных вибраций становятся доступны человеку; прозрачность для этих лучей многих субстанций, которые до тех пор считались непрозрачными, сразу указывает нам по крайней мере на одну возможность объяснить такой элементарный вид ясновидения, как способность прочесть письмо, лежащее в закрытом ящике, или описать людей, находящихся в соседней квартире. Научиться видеть с помощью рентгеновских лучей в добавление к тем, которыми мы обычно пользуемся, будет совершенно достаточно для того, чтобы дать возможность каждому сделать магический фокус в этом роде [19, с.7].

Итак, каждый из пяти органов чувств, которыми сейчас обладает нормальный человек, имеет нижнюю и верхнюю границы восприятия, отрезающие сознание индивидуума от той части мира, что находится вне этих границ. Мириады удивительных созданий, наделенных фантастическими невидимыми для нас формами и расцветками, издающие невероятные, неслышимые для нас звуки и шумы, проносятся вокруг нас и сквозь нас, не вызывая ощущений касания. И хотя некоторые из них имеют сознание, не уступающее человеческому по уровню развития, они отрезаны от нас непроницаемой стеной невосприятия. Это и есть так называемые параллельные миры . Мы не должны, думая о них, воображать себе какой-нибудь новый и странный вид материи, но должны просто представить себе обыкновенную физическую материю, которая так разряжена и действует так быстро, что вводит нас в совершенно новые условия и свойства . [19, с.8].

Обращаем Ваше внимание на весьма важную мысль, позволяющую избежать очень многих ошибок при описании и оценке суперфизической реальности:

Объекты видимого нами физического мира не являются в действительности такими, как люди их воспринимают посредством органов чувств. Сознание ощущает лишь искаженную реальность - иллюзию.

В качестве иллюстрации этой мысли можем привести известную притчу о трех слепых, которые пытались описать что такое слон, подойдя к нему с трех разных сторон. Первый подошел к ноге и, ощупывая ее, сказал: Слон - это нечто массивное, подобное колонне! Второй подошел к хоботу и заметил: Слон - это нечто гибкое и подвижное, подобное змее! А третий, потрогав хвост, воскликнул: Друзья, вы оба не правы. Слон - это веревочка!

В таком же положении окажутся существа с различными границами мировосприятия при попытках описания некоего объекта, ощущаемого ими. Каждое из существ даст характеристику образа, ракурса или сечения той реальности, которая стоит за объектом, и если при этом в большинстве окажутся существа с аналогичным устройством органов чувств, и они будут настаивать на объективности впечатлений, полученных ими об объекте, обвиняя других в субъективизме, то это и есть иллюстрация того, как ученые-материалисты в настоящее время относятся парапсихологическим феноменам.

Ум, каковым мы его знаем, - писала по этому поводу Елена Петровна Блаватская, - разлагается на состояния сознания различной продолжительности, напряжения, сложности и т.д., а все эти состояния в конечном своем виде основаны на ощущении, которое опять-таки не более, как Майя (иллюзия) [20, с.81].

Вспоминая предыдущую нашу беседу, у Вас справедливо может возникнуть вопрос: Почему при таком обилии конкретно-исторических доказательств, указывающих на возможность активного существования сознания людей после смерти физического тела, этот факт до сих пор не признан официальной наукой? И, вообще, имеется ли какой-либо фактологический материал, который может быть предложен в качестве аргументов для проверки методами современного естествознания? Ответам на эти вопросы и посвящается эта лекция, для восприятия которой от читателя потребуется некоторая подготовка.

Объективные методы научного исследования, использующиеся современной наукой, основаны на материалистической научной парадигме и в подавляющем своем большинстве ориентированы на изучение объектов и процессов, относящихся к физической проявленной реальности. Поэтому подходы естественных наук принципиально отличаются от соответствующих подходов, использующихся, например, в психологии. Вопросы же, касающиеся структуры и форм проявления сознания, в том числе независимого его существования от физических структур тела, относятся к области, материальность которой несравненно тоньше физической, и для отражения и анализа ее еще не создана необходимая инструментальная база.

Вот что пишет по этому поводу психолог В.Н. Пушкин в одной из первых в Советском Союзе научных работ, посвященной вопросам парапсихологии:

«Если то или иное явление действительно существует, если оно достоверно зарегистрировано, если при его фиксации не было допущено ошибки или недобросовестной подтасовки фактов, то явление это нужно отнести к определенному направлению естествознания и исследовать объективными научными методами. Быть может, не все факты такого рода сразу могут быть включены в систему естествознания. Некоторые явления пока трудно объяснить с помощью известных понятий и закономерностей. В этом случае придется создавать новые понятия, выдвигать новые гипотезы и разрабатывать новые методы исследования. Но ведь в этом и состоит поступательное развитие науки...

Тенденция же отрицать такого рода факты у представителей традиционного научного естествознания в настоящее время велика. Это связано с тем, что сами основы естествознания строились таким образом, что они не включают в естественно-научное рассмотрение не только парапсихологические, но и психологические факты...

Еще в меньшей степени склонны современные естествоиспытатели считаться с редкими явлениями, которые описываются в парапсихологии. Более того, для ученого отрицание этих явлений оказывается как бы признаком хорошего тона, необходимым условием его научной респектабельности. Полностью зачеркивая существование телепатии и телекинеза, такой представитель науки полагает, что может приобрести репутацию серьезного исследователя... Так наука, возникшая и окрепшая в борьбе с суевериями и предрассудками, сама начинает создавать свои суеверия и предрассудки. Жрецы науки перерастают в настоящих жрецов, создающих барьеры на пути человеческого познания» [21, с.9].

Кроме того, признание многих фактов, указывающих, например, на то что мышление не есть следствие действия физического мозгового вещества, заставило бы пересматривать не только многие концепции естественно - научного мировоззрения, это неизбежно привело бы к пересмотру социально-политических установок. А для достижения подобных революционных переворотов в сознании больших масс людей требуется созревание определенных условий, одним из которых является накопление и объективный анализ такого количества фактического материала, которое заставит пересмотреть сами основы научно-философского миропонимания.

Такая работа сейчас идет во всем мире и хотя темпы ее не столь быстры, как этого хотелось бы, она безусловно завершится расширением кругозора людей, что приведет к более полному пониманию окружающего нас мира, который не ограничивается только физической материальностью и известными ныне формами жизни.

Все сказанное выше касается перемен социального сознания и вовсе не означает того, что на сегодняшний день нечего предложить для осмысления серьезному исследователю, задавшемуся целью разобраться в существе обсуждаемого вопроса. Мы намерены предложить для рассмотрения не только достигнутые современными учеными результаты, но также направления и методы возможных исследований.

Но прежде уместно сделать небольшое отступление от главной темы наших бесед и дать краткий очерк развития парапсихологии на современном этапе, поскольку, область явлений, охватываемая ею, обнимает феномены так называемых «тета-явлений» , непосредственно относящихся к смерти.

На протяжении всей истории известного нам научного естествознания находились ученые, чьи имена записаны большими буквами в книгу рекордов человеческого гения, которые в своих исследованиях выходили за рамки существующей научной концепции, вторгаясь в сферу явлений, относимых к особому разделу науки - парапсихологии.

Парапсихология имеет свою историю, уходящую корнями в глубь веков. Однако, для настоящего изложения особый интерес представляет лишь тот исторический отрезок на котором главенствующую роль в научном мировоззрении человеческой цивилизации стала играть материалистическая парадигма.

«Следует отметить, что поворотным пунктом во всей истории изучения парапсихологии было создание в 1882 году в Лондоне «Общества по исследованию психических явлений» во главе с Генри Сиджвиком и Фредериком Майерсом. Исключительно сильное влияние на развитие парапсихологии в этот период оказали У.Джеймс, В. Принце и известный физик сэр У. Крукс, а также У. Кэррингтон, проводившие подробные исследования таких сложных явлений, как экспериментальная телепатия, ясновидение, психокинез, и стремившиеся дать им физические объяснения.

Хотя развитие парапсихологии в последующие годы шло главным образом в университетах Англии и в особенности в США, ученые других стран внесли свой вклад в серьезное изучение и обоснование реальности парапсихологических феноменов. Необходимо упомянуть работы советского психофизиолога Л.Л. Васильева, В.М.Бехтерева, немецкого исследователя Г. Бендера, итальянского ученого Ф. Каззамалли и др.

Для доказательства способности людей к телепатии долгое время использовался метод угадывания символов на картах Зеннера... Методика позволяла проводить строго количественный учет правильных ответов, и ее использование составило целый период в истории парапсихологии. Результаты многолетних исследований были обобщены в книге Дж. Райна «Шестьдесят лет изучения сверхчувственного восприятия», которая вскоре стала классической книгой. В ней были представлены материалы опытов, проведенных учеными-психологами, парапсихологами и другими специалистами с 1880 по 1940 годы. За этот период было поставлено 145 опытов по сверхчувственному восприятию с участием 77.800 человек, сделавших 4.900.000 определений карт, причем в 106 опытах результат значительно превзошел случайное ожидание, рассчитанное по теории вероятности...

К этому же периоду относится появление сенсационных работ по фитопсихологии - изучению восприятия у растений, их способности принимать информацию от живых организмов. Многие исследования взаимосвязи «человек-растение» и «животное-растение» были проведены очень тщательно и в условиях полностью автоматизированного эксперимента... Парапсихологические опыты стали проводить с обычными людьми, а не только с уникальными экстрасенсами. Вскоре на этом пути были получены интересные и устойчивые результаты по выявлению сверхчувтвенного восприятия, психокинезу, дистанционной связи между людьми, связи человека с растениями и т.д. В значительной мере этому способствовало применение точных электрофизиологических методик (электрокардиография, электроэнцефалография, плетизмография и др.) и использование высокочувствительных методов экспериментальной физики и физико - химии.

Внимание большого числа ученых к проблеме, привлечение к опытам широкого круга людей, упор на воспроизводимость и устойчивость получаемых результатов, использование тонких и точных физических методов съема медико-биологической информации, полная автоматизация эксперимента, проведение планируемых экспериментов с двойным слепым контролем, изучение сверхслабых физических полей биологических объектов - все это позволило сделать значительные шаги в изучении и объективизации пси-явлений и биополя. В состав исследовательских групп входили ученые различных специальностей - физики, психологи, математики, кибернетики и др., что позволило всесторонне изучать эти сложные вопросы». Имеется значительная библиография, которая дает все основания считать парапсихологию полноправным ответвлением науки [21, с.153].

Рассматривая особенности становления и развития парапсихологии в современный период, необходимо указать на ряд причин, сыгравших важную роль в деле ее признания со стороны научной общественности:

· быстрое развитие на Западе разных школ, центров и институтов, изучающих и пропагандирующих Восточные религиозно-философские и этические учения, дающих возможность овладения пси-способностями;

· практическое применение экстрасенсорных явлений в медицине, а также широкое распространение в разных странах пси-лечения и диагностики;

· появление целой плеяды одаренных экстрасенсов высокого класса, таких как Мэтью Мэнинг, Ури Геллер, Борис Ермолаев, Джуна Давиташвили, Г. Кенчадзе, Ю. Воробьева, Ф.Конюхова, М. Багаури, Инго Свэн, Джун Сакагучи, Масуаки Кийота, Майк Эдвардс, Стив Шо и других, способных проводить психокинетические демонстрации, как в лабораторных условиях, так и в большой аудитории;

· параллельно идущие с этим исследования медитации, аутогенной тренировки, переходных и пограничных состояний сознания и другие работы по изучению особенностей высшей нервной деятельности.

«Поэтому такие сложные паранормальные явления, как телепатия, ясновидение, астральный выход (то есть выделение тонкоматериальных структур из физического тела), левитация были восприняты научной общественностью уже не в качестве очередной сенсации, а как вполне закономерные, хотя и необычные, явления... В то же время ученых в различных областях науки, куда вторгается парапсихология, ставит в недоумение то, что для объяснения пси-явлений нет общей физической теории» [21, с.154].

«Пока же интерес к парапсихологии очевиден. Во многих странах действуют частные и государственные исследовательские центры. Так, в США около 150 организаций ведут парапсихологические исследования. Во многих университетах, в том числе таких престижных, как Пристонский, имеются кафедры парапсихологии, развернуты исследовательские программы, защищаются диссертации по парапсихологии... Обширные исследования проводятся Калифорнийским университетом в Беркли, Американским обществом психических исследований, Центром парапсихологических исследований в г. Остин, Техас, Лабораторией им. Честера Е. Карлсона и многими другими. Сумма государственных дотаций на эти работы с США достигает 1.000.000 долларов США в год. В Европе парапсихологические исследования проводятся на базе также весьма авторитетных учебных заведений, таких, как Королевский колледж Кембриджа, Лондонский университет, университеты в Бонне, Фрайбурге, Цюрихе, Копенгагене, Утрехте и др.» [2, с.200].

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что на сегодняшний день наличие пси-явлений не отрицается официальной наукой, вместе с тем «некоторые ученые деятели, робко признавая существование парапсихологических фактов, пытаются преуменьшить их значение для науки, подчеркивая неустойчивость этих явлений, их редкость, трудную их воспроизводимость. Поэтому, по их мнению, такими необычными явлениями не стоит заниматься; кроме того, заявляют обычно эти люди, существуют более важные проблемы, которые лежат на поверхности и не требуют тех условий, с которыми обычно связаны парапсихологические исследования. Это удобная, но не совсем честная позиция ученого. Такие факты как телекинез, телепатия, ясновидение являются фактами такого значения, что к ним не имеет право относиться нейтрально наука и человечество» [21, с.141].

Далее мы перейдем непосредственно к характеристике рубежей, достигнутых наукой в исследовании тета-явлений, касающихся тонкоматериальных структур человеческого существа. Эти структуры имеют в научных кругах несколько названий, такие, например, как биополе, энергетическо-полевые структуры, ауральное тело, биоплазмоид, бэта-тело, энерго-информационная оболочка и другие.

«Многочисленные факты в биологии и медицине, - пишут в предисловии к своей книге авторы Дубров А.П. и Пушкин В.Н., - и их теоретический анализ говорят о том, что существует некоторая реальность, условно и предварительно обозначаемая как биологическое поле, являющееся неотъемлемым компонентом живого организма и в значительной степени определяющее осуществление тех регуляторных процессов, которые средствами современной науки обнаруживаются как взаимодействие молекул» [21, с.4].

«Некоторые исследователи говорят об определенной полевой структуре, окружающей человека, пронизывающей и заполняющей его тело («биоплазме» - по терминологии доктора биологических наук В.М. Инюшина). Это энергетическое поле состоит из «ионов, возбужденных электронов, протонов, а также, возможно, и других частиц» и является системой, действующей как целостное, взаимодействующее энергетическое тело. Под «биоплазменным телом», - по словам В.М. Инюшина,- подразумевается вся совокупность плазменных структур живого организма, соединенных в единое целое» [22, с.4].

Изучением биологических полей заняты сегодня исследователи различных специальностей - медики, биологи, инженеры самого широкого профиля. По словам члена-корреспондента АН СССР А.Г. Спиркина, «исследователи в лаборатории в Минске установили, что существуют три различных вида биополя, и каждый из этих видов меняется определенным образом при том или ином заболевании» [23, с.51]. Ряд экспериментов, проведенных в лабораторных условиях, позволил выявить некоторые из характеристик поля, окружающего тело человека. Так, группа ученых из Института биоэнергетического анализа (Нью-Йорк, США) посредством приборов обнаружила низкочастотное излучение» [24, с.43].

Еще более полное подтверждение дало открытие доктора Х.С. Бурра (Йельский университет, США). Был сконструирован прибор, позволяющий регистрировать слабые электрические напряжения вблизи живого объекта. После такого экспериментального подтверждения наличия некоего энергетического поля доктор Бурр высказал гипотезу, по которой поле это представляет собой как бы матрицу, исходный чертеж, формирующий структуру тела. «Молекулы и клетки человеческого тела, - пишет он, - постоянно перестраиваются, разрушаются и пополняются свежим материалом, поступающим из пищи. Но, благодаря контролю поля, новые молекулы и клетки воспроизводятся по тем же схемам, что и старые... Когда мы встречаем друга, которого не видели в течение шести месяцев, на его лице не остается ни одной молекулы, бывшей в то время, когда вы видели его последний раз. Однако благодаря контролю поля новые молекулы располагаются по старым, привычным схемам, и мы узнаем его лицо» [25, с.137].

«Особенно известны в этой связи стали исследования ауры лондонcким врачем доктором Уолтером Килнером, который открыл в начале нашего столетия, что аура становится видимой при наблюдении через стеклянную пластинку, окрашенную дицианидом. Килнер описывал ауру как облако излучения, которое распространялось до 20 см от периферии тела и проявляло четкий цветовой спектр... Он разработал и описал многие методы диагноза на основе видимой ауры (используя так называемый «экран Килнера») и постоянно указывал на связь между симптомами болезней и видимой вокруг их тонковещественной оболочки...

Огромный интерес вызвали исследования профессора доктора Фердинанда Зауербруха. Зауербрух пользовался всемирной известностью как врач и хирург. Он смог даже доказать существование электрического поля в ауре. Исследования Зауербруха были продолжены в середине семидесятых годов японским ученым доктором Хидео Ушида и принесли результаты, которые вызвали сенсацию в кругах специалистов. Ушида разработал для своих исследований измерительный прибор, который позволил ему точно измерить ауру и таким образом доказать ее существование. Также, как и Фрайхерр Райхенбах, он использовал в своих опытах предрасположенных и сверхчувствительных лиц, которые могли непосредственно воспринимать ауру, при этом данные, полученные прибором, полностью совпали с оптическими наблюдениями. Важнейшими результатами его исследований было то, что не только люди, животные и растения окружены аурой, но и неорганическая материя... Как и другие исследователи ауры до него, Ушида смог установить, что в форме ауры находят свое выражение недосыпание, прием пищевых ядов, физические или духовные недуги...

Аура может быть... зафиксирована фотографическим путем и, следовательно, может быть увидена каждым. Чеху Навратилу удалось первому так сильно увеличить поле излучения ауры, используя высокое напряжение, что он смог ее сфотографировать на фотопленку. Но этот опыт годится только для фотографирования ауры мертвой материи, так как использованные большие сила тока и напряжение были бы смертельными для каждого живого организма. Важнейшее открытие в области электрической фотографии ауры удалось сделать советским исследователям - супружеской паре Семену и Валентине Кирлиан, применившим свой метод «электрографии» в поле высокой частоты. При этом методе черно-белые или цветные фотопленки кладутся эмульсионной стороной вверх на металлическую пластинку, через которую пропускается ток в 10.000 вольт с частотой колебаний 3000 герц. На эмульсионную сторону пленки при красном освещении кладется объект исследования и оставляется на 1/25 секунды. Когда пленка проявлена, на ней виден результат: фотография ауры...

Вторая возможность сделать видимым для человеческого глаза энергетическое поле цветов и листьев растений состоит в следующем: дать возможность воздействовать их энергетике на рост кристаллов, например, на кристаллы сульфата меди из кристаллизационного раствора» [26, с.25].

«Некоторые исследователи пришли к выводу, что, возможно, именно полевые структуры ответственны также за процессы мышления и сознания. По концепции профессора Н.И. Кобозева, мыслящий мозг невозможен не только на биохимическом, но даже на атомарно-молекулярном уровне. Носителей психических функций и сознания «нужно искать в области элементарных частиц и связанных с ними полей» [22, с.60]. Продолжая эту мысль В.М. Инюшин высказал идею, что биоплазма, идеальная среда для колебаний, является вместилищем волновых структур-голограмм. «Биополе можно рассматривать как многокомпонентную голограмму» [22, с.71]. Мысль о поле, как о носителе сознания имеет прямое отношение»... к тому что мышление не является следствием работы физического мозга.

«В монографии белорусского философа А.К. Манеева «Философский анализ антиномии в науке» вопросу биологических полей посвящена большая глава. Приводя слова Гераклита «сила мышления находится вне тела», автор также высказывает предположение, что структурой, которая порождает мысль, возможно, является «полевая формация биосистем». Соответственно весь жизненный опыт человека, ситуации, которые он пережил, все слова, им сказанные когда-то или сказанные ему, - все это фиксируется его биологическим полем и хранится в виде своеобразных голограмм» [24, с.44].

«Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что существует такая реальность, которая, будучи вполне материальной, одновременно обладает свойством психического. Именно эта форма материи позволяет лепить образы, адекватные предметам окружающего мира. Иначе говоря, психика, если ее рассматривать в аспекте бытия, в онтологическом аспекте, оказывается своеобразной формой материи. Совокупность приведенных фактов и их анализ свидетельствует в пользу психологической онтологии. Сейчас можно лишь ставить задачу изучения этой новой для естествознания реальности»... [21, с.254].

___________________________________

Литература

1. Мысли мудрых людей на каждый день. Собраны Толстым Л.Н. М.: Художественная литература, 1990.

2. Максим Карпенко. Universum Sapiens (Вселенная Разумная). М., 1992.

3. Мень Александр. Тайна жизни и смерти. Культура и религия. М.: Знание, 1992, № 1.

4. Индусская книга Смерти (Гаруда - Пурана Сародхара). Пер. с санскрита. Под общ. ред. Неаполитанского С.М. Л.- Рига: Изд. IEC, 1991.

5. Тибетская книга мертвых (Бардо Тедол): Пер. с англ. СПб.: Издательство Чернышева, 1992.

6. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. Сост.: Назаров В.Н., Сидоров Г.П. М.: Политиздат, 1990.

7. Блаватская Е.П. Введение к Тайной доктрине . В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии. Репринт. изд. Харьков: РИО облполиграфиздата, 1991.

8. Форд А. Жизнь после смерти: Как об этом было рассказано Джерому Эллисону. Л.: Ленздат - МП Вестник , 1991.

9. Гуревич П. Уйти, чтобы вернуться. Наука и религия, май, 1991, № 5.

10. Данте А. Божественная комедия. М.: Интерпракс, 1992.

11. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т.1 Ч.2-3. Изд-ва Экополис и Культура, Андреев и сыновья, 1991.

12. Безант А. Древняя мудрость. М.: Лотос, 1990.

13. Гелева П.А. Возвращение спиритизма. Наука и религия, май, 1991, № 5.

14. Баркер Э. Письма живого усопшего. Барнаул: Издательство Аккем, 1991.

15. Фламмарион К. Неведомое. Хабаровск: Амур, 1991.

16. Моуди Р. Жизнь после смерти. Машинописный перевод Изд. Стекпоул США, 1976.

17. Тростник на солнечном ветру. Вечерняя Алма-Ата, N237 от 15 октября 1990.

18. Чаша Востока. Письма Махатм. Перевод Искандер Ханум, Хабаровск: Изд-во Амур, 1991.

19. Лидбитер Ч. Ясновидение. Вильнюс: Satwa , 1992.

20. Блаватская Е.П. Пролог (Проэма). Страницы из доисторической летописи. В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии. Репринт. изд.- Харьков: РИО облполиграфиздата, 1991.

21. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.: СП «Соваминко», 1989.

22. Инюшин В.М. Элементы теории биологического поля. Алма-Ата, 1978.

23. Техника - молодежи. № 3, 1980.

24. Горбовский А.А. В круге вечного возвращения? Три гипотезы. М.: Знание, 1989.

/журнал Грани эпохи № 7 осень 2001г. / дата публикации

<<< // >>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция