К началу журнала

Хасидские предания

(по М.Буберу)




<<<

Препоны для блаженства

Баал Шем однажды спросил своего ученика, равви Мейера Маргалиота: “Мейер, помнишь ли ты ту субботу, когда начал изучать Пятикнижие? Большая комната в доме твоего отца была полна гостей. Они подняли тебя на стол, и ты читал им то, что выучил за день”.

Равви Мейер ответил: “Конечно, помню. Но неожиданно мать бросилась ко мне и сняла со стола как раз на середине того, что я произносил. Отец возмутился, но она указала ему на человека, стоявшего в двери. Он был одет в короткий полушубок, какие носят крестьяне, и как-то странно на меня смотрел. Все поняли, что мать испугалась дурного глаза. Даже когда этот человек ушёл, она то и дело продолжала поглядывать на дверь”.

“Так это был я, - сказал Баал Шем. - В те минуты твою душу мог бы озарить великий свет. Но страх людской воздвиг крепкие стены, и свет не смог к тебе пробиться” [1, стр.60].

Форма

... Равви Дор Баэр, маггид из Межрича, молил Небеса показать ему человека, вся плоть которого была бы совершенно святой. Ему указали на тело Баал Шема, и маггид узнал, что по жилам этого человека течёт огонь, а не кровь. Во всём теле не было ни капли материи, всё оно было огненным [1, стр.65].

* * * * * * *

... “Твоё занятие, - сказал Баал Шем, - печально и уныло. Но Божественное Присутствие не нисходит на того, кто печалится в заповедях; оно нисходит на того, кто в заповедях радуется” [1, стр.72].

Пределы совета

Ученики Баал Шема однажды услышали, что некто имеет репутацию весьма учёного человека. Кое-кто захотел пойти к нему и посмотреть, чему он может научить. Наставник позволил им пойти, но прежде они его спросили: “А как мы узнаем, истинный ли он цадик?”

Баал Шем ответил так: “Попросите его дать вам совет о том, что следует делать, чтобы во время молитвы и учения вас не тревожили нечистые помыслы. Если он вам даст совет, то вы поймёте, что он не принадлежит к великим учителям. Ибо таково служение человека в этом мире до самого его смертного часа - всё время бороться с чуждыми помыслами и всё время возвышать себя и уподобляться природе Божественного имени” [1, стр.78].

Душа учит

Однажды равви Пинхас процитировал такие слова: “Душа человека научит его”. Объясняя их, он сказал: “Нет такого человека, которого бы непрерывно не учила его душа”.

Один из учеников спросил равви: “Если это так, то почему люди не слушаются своих душ?”.

“Душа учит постоянно, - продолжал объяснять равви Пинхас, - но никогда не повторяется” [1, стр.123].

Учиться у всех

Спросили равви Михала: ”В “Изречениях отцов” (“Пиркей-Авот”) читаем: “Кто есть мудрец? Тот, кто учится у всех людей, ибо сказано: “Я стал разумнее всех учителей моих”. Но почему тогда не сказано: “Тот, кто учится у всякого учителя”?”

Равви Михал объяснил: “Наставник, сказавший это, хотел сделать ясной ту мысль, что мы можем научиться не только у тех, кто этим занимается специально, но у каждого человека. Ибо даже у невежды или у грешника ты можешь научиться тому, как следует и как не следует жить” [1, стр.143-144].

Новые правила

Когда равви Шмелке был призван в моравский Николсбург, в тамошней конгрегации существовал странный обычай: каждого нового равва просили записать в хронике какие-нибудь новые правила, которым с того момента все должны были следовать. Равви Шмелке тоже попросили это сделать, но он постоянно откладывал это дело. Он довольно долго изучал каждого по отдельности члена своей конгрегации и ничего не записывал в книгу. Время шло, а равви всё изучал и изучал людей, живших в Николсбурге, и не записывал никаких новых правил. Наконец, ему дали понять, что их ожидание затянулось. Тогда равви Шмелке пошёл туда, где лежала хроника, и записал в ней Десять заповедей [1, стр.177].

Испытание

Спросили равви Шмелке: “Почему столь возвеличено жертвоприношение Исаака? Ведь к тому времени праотец Авраам уже достиг высокой степени святости, так что не удивительно, что он сразу выполнил то, что Бог повелел ему”.

Равви Шмелке ответил: “В час испытания у человека отнимаются все степени и вся святость. Нагим от всего, чего он достиг, предстаёт он перед Тем, кто испытует его” [1, стр.183].

Охрипший чтец

В синагоге равви Леви Ицхака однажды охрип чтец. Цадик спросил его:

“Почему ты охрип?” - “Потому что я молился перед амвоном”, - ответил чтец. - “Совершенно верно, - сказал равви. - Кто молится перед амвоном, тот охрипнет, но кто молится перед Богом Живым, тот никогда не охрипнет” [1, стр.202].

Об Адаме

Спросил как-то равви Зуся своего брата, мудрого равви Элимелека: “Дорогой брат, в Писании читаем, что души всех людей были заключены в душе Адама. Если так, то и мы должны были присутствовать, когда он ел плод Древа. Я не могу понять, как это я позволил ему есть? И как ты мог позволить ему есть?”

Элимелек ответил: “Мы были вынуждены, как и все. Если бы он не ел плод Древа, в нём навечно бы остался яд змия и он бы постоянно думал: “Стоит мне только съесть плод Древа, и я стану как Бог; стоит мне только съесть плод Древа, и я стану как Бог” [1, стр.226].

Самый трудный вопрос

Перед смертью равви Зуся сказал: “В ином мире меня не спросят: “Почему ты не был Моисеем?” Меня спросят: “Почему ты не был Зусей?” [1, стр.232].

Сила видения

Когда он [Ясновидец из Люблина] смотрел на человека или читал его записку, то видел его душу вплоть до её пребывания в Адаме, знал, от кого - Каина или Авеля - она произошла, сколько испытала перевоплощений и что делала во время каждого из них, сколько грешила, сколько раскаивалась, какую заповедь преступила, в какой устояла.

Когда он приехал к равви Мордехаю из Несхижа, они говорили об этой его способности. Люблинский равви сказал: “Я вижу всё, что человек делал и делает. Это уменьшает мою любовь к Израилю. Поэтому я постоянно молю Бога, чтобы у меня забрали способность к ясновидению” [1, стр.272].

Грех и уныние

Один хасид пожаловался Люблинскому равви, что его терзают дурные страсти и от этого он впадает в уныние.

Равви сказал ему: “Больше всего остерегайся уныния, ибо оно хуже и опаснее греха. Когда Злое Начало пробуждает в человеке страсти, оно делает это не затем, чтобы ввести его в грех, а затем, чтобы он впал в уныние” [1, стр.281].

Посторонние мысли

Пришёл к Люблинскому равви некий человек просить, чтобы Ясновидец избавил его от посторонних мыслей, мешающих ему молиться. Равви рассказал ему, что следует делать, но проситель не отстал и продолжал задавать вопросы. Наконец, равви сказал ему: “Не знаю, почему ты жалуешься на какие-то посторонние мысли. Тому, у кого все мысли святы, нечистые помыслы чужды, хотя и приходят время от времени. Потому и называют их “посторонними”. Но для тебя это обычные мысли, которые всегда с тобой. Так кому же ты хочешь их приписать?” [1, стр.282].

Место хасидизма в истории религии

Два ответа, хасидский и дзэнский, в сущности, идентичны: ключ к истине в том, чем человек непосредственно занят в данный момент. И этот ключ открывает дверь в том случае, если каждый занят надлежащим делом и не упускает из виду его смысл [1, стр.290-291].

Литература:

1. Бубер М. Хасидские предания. Первые наставники. М.: Республика, 1997.

>>>

<<<

>>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция