К началу журнала

Храмы Грузии

Записки путешественницы




<<<

Ольга Ткачёва

Тбилиси - удивительно красивый город. Много старых зданий, построенных в стиле, который условно можно было бы назвать приближенным к барокко. Винтовые лестницы, балкончики (наружные и внутренние!), витые чугунные решётки на дверях подъездов и входов во дворы. Хотя, может быть, здания и не очень старые, просто сочетание романтического архитектурного оформления и некоторой обветшалости создает ощущение этакого заброшенного дворянского гнезда. Как-то само собой у меня сложилась формулировка: там много роскоши, но мало комфорта. Будто всё создано не столько для жизни, сколько для красоты.

Грузия - страна православная, храмов здесь много и они не пустуют. Но внешний вид храмов отличается от русских церквей: здесь вообще нет куполов-луковок, внешней позолоты и росписей. Церкви выглядят более аскетично, построены они из желтоватого или серо-розового камня, с черепичными крышами в форме конусов, состоящих из многоугольно-гранёных элементов. Много действующих церквей, включая те, по которым водят экскурсии. С удивлением отметила, что ризы священников здесь очень яркие: красно-малиновых, сине-зелёных и других цветов.

Грузинские храмы и похожи, и не похожи на русские. И в Грузии, и в России их часто строили на возвышенностях, но так уж случилось, что масштаб возвышенностей в наших странах разный. В одном случае холмы, в другом – высокие горы. Просто так, случайно проходя мимо, в церковь не зайдёшь – к ней нужно подняться. Здесь есть поверие, что для исполнения заветного желания нужно привязать кусочек материи к дереву, стоящему на горе. И чем выше, - тем лучше. Поэтому около храмов можно увидеть деревья, на всех ветках которых висят разноцветные тряпочки, носовые платочки, верёвочки и даже кусочки полиэтиленовых пакетиков. Выглядит всё очень нарядно, а вот насколько действенно, надеюсь выяснить экспериментально, поскольку - конечно же! - оставила в горах и свой носовой платок.

Ещё одна особенность грузинских храмов – черепичные крыши. Из такого материала купола, видимо, создать невозможно, вместо них - конусообразные центральные части крыш. Закруглённых элементов в храмовой архитектуре мало. Несколько раз мне довелось видеть возле церквей огромные каменные глыбы: напротив входа стоит специально закреплённый большой – не меньше человеческого роста – грубо обработанный овальный камень. С одной его стороны – маленькое (не больше ладони) углубленное скульптурное изображение мадонны с младенцем. Не знаю, как это точно назвать – барельеф, горельеф или их причудливая смесь. Само изображение выпукло, но тот участок камня, на котором оно сделано, находится в глубине. Получается очень своеобразная наружная икона.

Кстати об иконах. Здесь у меня наблюдений не много, но все же рискну дать некоторые комментарии. Конечно, видно довольно сильное влияние византийской школы: большинство икон, которые мне довелось видеть, - классические иконы с надписями на старославянском языке. Очень почитаема и распространена икона Георгия Победоносца. Его считают покровителем страны Georgia. Самое распространенное мужское имя – Георгий (уменьшительные формы Гоги и Гия). Любопытно, что при этом названия Georgia и Грузия – названия чисто внешние, иностранные. Грузия по-грузински называется Сакартвело. А, например, река Кура – Мтквари. Так что, купив карту на грузинском языке и научившись разбирать буквы, всё равно ничего не поймёшь.

Возвращаюсь к иконам. Мне довелось видеть очень любопытную икону, явно современную и написанную фактически в стиле Пикассо. Человеческие фигурки и домики на заднем плане были изображены с большой степенью абстракции, при этом замечательно передано настроение с какой-то даже щемящей нотой. А изображённые на иконе святые – явно грузинской внешности.

Коль скоро я написала «грузинская внешность», хочу сделать небольшое отступление по этому поводу. Мне всегда казалось, что настоящие грузины - непременно жгучие брюнеты с карими или чёрными глазами и достаточно крупными чертами лица. Но оказалось, что здесь много людей с русыми волосами, светлыми глазами и тонкими чертами лица. Пожалуй, отличительной особенностью внешности является особое выражение глаз. Здесь встречаются люди с глазами-кинжалами. Иногда идёшь по улице и встречаешь такой взгляд, который пытается проникнуть в тебя насквозь и вывернуть наружу. Обнаружив, что его взгляд замечен, человек отводит глаза и воздействие прекращается.

Но чаще встречаются глаза - чёрные дыры. При этом цвет глаз может не быть чёрным, просто такие глаза смотрят в себя и как будто даже имеют совершенно матовый цвет без малейшего блеска. И удивительно притягивают, несмотря на ощущение, что человек вообще на тебя не смотрит. Если глаза-кинжалы мне пока встречались только у мужчин, то чёрные дыры чаще бывают у женщин.

Так вот на той современной иконе тоже были люди с глазами-чёрными дырами.

Иконостас в грузинских храмах тоже отличается от принятого в русских церквах. Если обычный вариант для России – это деревянная стена, покрытая иконами, то там – колоннада с занавесями и иконами в промежутках. Поэтому алтарь частично просматривается; в него нельзя зайти, но можно заглянуть.

Одно из сильнейших впечатлений - посещение монастыря на слиянии Арагвы и Куры. Именно того самого монастыря, о котором писал Лермонтов в “Мцыри”. Часть ограды и келий была разрушена ещё при Лермонтове, но главный Храм до сих пор действует. Грубый крест, стоящий в середине на большом булыжнике, засыпает снегом через отверстие в куполе. И называется этот монастырь Джвари, что и означает по-грузински - крест. Говорят, если идти к нему вечером, когда начинает темнеть, то из-за перепадов высот на дороге в определенном месте возникает впечатление, что храм висит в воздухе.

Но больше всего меня поразила церковь в полуразрушенном монастыре в окрестностях Тбилиси. Там внутри абсолютно пусто - всё разрушено, только двумя досками загорожен алтарь (чтобы туда не заходили) и стоит подсвечник с зажжёнными (!!!) свечами. И, естественно, ни души - ни внутри, ни снаружи...

Так в, казалось бы, самых простых обычных вещах проявляется вечно живущий дух народа. Несмотря ни на какие внешние трудности, горит свеча в полуразрушенном Храме. Но разрушения эти – только внешние, временные. Главное – духовный корень – жив и устремлён в будущее.

>>>

<<<

>>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция