<<<
|
Ольга Ткачёва
Тбилиси -
удивительно красивый город. Много старых зданий, построенных в стиле, который условно можно было
бы назвать приближенным к барокко. Винтовые лестницы, балкончики (наружные и внутренние!), витые
чугунные решётки на дверях подъездов и входов во дворы. Хотя, может быть, здания и не очень старые,
просто сочетание романтического архитектурного оформления и некоторой обветшалости создает
ощущение этакого заброшенного дворянского гнезда. Как-то само собой у меня сложилась
формулировка: там много роскоши, но мало комфорта. Будто всё создано не столько для жизни, сколько
для красоты.
Грузия -
страна православная, храмов здесь много и они не пустуют. Но внешний вид храмов отличается от
русских церквей: здесь вообще нет куполов-луковок, внешней позолоты и росписей. Церкви выглядят
более аскетично, построены они из желтоватого или серо-розового камня, с черепичными крышами в
форме конусов, состоящих из многоугольно-гранёных элементов. Много действующих церквей, включая
те, по которым водят экскурсии. С удивлением отметила, что ризы священников здесь очень яркие:
красно-малиновых, сине-зелёных и других цветов.
Грузинские
храмы и похожи, и не похожи на русские. И в Грузии, и в России их часто строили на возвышенностях, но
так уж случилось, что масштаб возвышенностей в наших странах разный. В одном случае холмы, в другом
– высокие горы. Просто так, случайно проходя мимо, в церковь не зайдёшь – к ней нужно подняться.
Здесь есть поверие, что для исполнения заветного желания нужно привязать кусочек материи к дереву,
стоящему на горе. И чем выше, - тем лучше. Поэтому около храмов можно увидеть деревья, на всех ветках
которых висят разноцветные тряпочки, носовые платочки, верёвочки и даже кусочки полиэтиленовых
пакетиков. Выглядит всё очень нарядно, а вот насколько действенно, надеюсь выяснить
экспериментально, поскольку - конечно же! - оставила в горах и свой носовой
платок.
Ещё одна
особенность грузинских храмов – черепичные крыши. Из такого материала купола, видимо, создать
невозможно, вместо них - конусообразные центральные части крыш. Закруглённых элементов в храмовой
архитектуре мало. Несколько раз мне довелось видеть возле церквей огромные каменные глыбы:
напротив входа стоит специально закреплённый большой – не меньше человеческого роста – грубо
обработанный овальный камень. С одной его стороны – маленькое (не больше ладони) углубленное
скульптурное изображение мадонны с младенцем. Не знаю, как это точно назвать – барельеф, горельеф
или их причудливая смесь. Само изображение выпукло, но тот участок камня, на котором оно сделано,
находится в глубине. Получается очень своеобразная наружная икона.
Кстати об
иконах. Здесь у меня наблюдений не много, но все же рискну дать некоторые комментарии. Конечно,
видно довольно сильное влияние византийской школы: большинство икон, которые мне довелось видеть,
- классические иконы с надписями на старославянском языке. Очень почитаема и распространена икона
Георгия Победоносца. Его считают покровителем страны Georgia. Самое распространенное мужское имя – Георгий (уменьшительные формы Гоги и Гия).
Любопытно, что при этом названия Georgia и Грузия – названия чисто внешние, иностранные. Грузия по-грузински
называется Сакартвело. А, например, река Кура – Мтквари. Так что, купив карту на грузинском языке и
научившись разбирать буквы, всё равно ничего не поймёшь.
Возвращаюсь
к иконам. Мне довелось видеть очень любопытную икону, явно современную и написанную фактически в
стиле Пикассо. Человеческие фигурки и домики на заднем плане были изображены с большой степенью
абстракции, при этом замечательно передано настроение с какой-то даже щемящей нотой. А
изображённые на иконе святые – явно грузинской внешности.
Коль скоро
я написала «грузинская внешность», хочу сделать небольшое отступление по этому поводу. Мне всегда
казалось, что настоящие грузины - непременно жгучие брюнеты с карими или чёрными глазами и
достаточно крупными чертами лица. Но оказалось, что здесь много людей с русыми волосами, светлыми
глазами и тонкими чертами лица. Пожалуй, отличительной особенностью внешности является особое
выражение глаз. Здесь встречаются люди с глазами-кинжалами. Иногда идёшь по улице и встречаешь
такой взгляд, который пытается проникнуть в тебя насквозь и вывернуть наружу. Обнаружив, что его
взгляд замечен, человек отводит глаза и воздействие прекращается.
Но чаще
встречаются глаза - чёрные дыры. При этом цвет глаз может не быть чёрным, просто такие глаза
смотрят в себя и как будто даже имеют совершенно матовый цвет без малейшего блеска. И удивительно
притягивают, несмотря на ощущение, что человек вообще на тебя не смотрит. Если глаза-кинжалы мне
пока встречались только у мужчин, то чёрные дыры чаще бывают у женщин.
Так вот на
той современной иконе тоже были люди с глазами-чёрными дырами.
Иконостас
в грузинских храмах тоже отличается от принятого в русских церквах. Если обычный вариант для
России – это деревянная стена, покрытая иконами, то там – колоннада с занавесями и иконами в
промежутках. Поэтому алтарь частично просматривается; в него нельзя зайти, но можно заглянуть.
Одно из
сильнейших впечатлений - посещение монастыря на слиянии Арагвы и Куры. Именно того самого
монастыря, о котором писал Лермонтов в “Мцыри”. Часть ограды и келий была разрушена ещё при
Лермонтове, но главный Храм до сих пор действует. Грубый крест, стоящий в середине на большом
булыжнике, засыпает снегом через отверстие в куполе. И называется этот монастырь Джвари, что и
означает по-грузински - крест. Говорят, если идти к нему вечером, когда начинает темнеть, то из-за
перепадов высот на дороге в определенном месте возникает впечатление, что храм висит в воздухе.
Но больше
всего меня поразила церковь в полуразрушенном монастыре в окрестностях Тбилиси. Там внутри
абсолютно пусто - всё разрушено, только двумя досками загорожен алтарь (чтобы туда не заходили) и
стоит подсвечник с зажжёнными (!!!) свечами. И, естественно, ни души - ни внутри, ни снаружи...
Так в,
казалось бы, самых простых обычных вещах проявляется вечно живущий дух народа. Несмотря ни на
какие внешние трудности, горит свеча в полуразрушенном Храме. Но разрушения эти – только внешние,
временные. Главное – духовный корень – жив и устремлён в будущее.
|
>>>
|