Международный форум

от редакции: примечание

«ЗА КУЛЬТУРУ МИРА И ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, ПРОТИВ КУЛЬТУРЫ ВОЙНЫ И НАСИЛИЯ»

Кишинев, Республика Молдова, 15-19 мая 1998 года

Рабочий документ

Подготовлен Организационным комитетом Международного Кишиневского форума

СОДЕРЖАНИЕ:

О КУЛЬТУРЕ МИРА И ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Культура мира - это культура, основанная на всеобщих ценностях уважения жизни, свободы, справедливости, солидарности, терпимости, прав человека и равенства между мужчинами и женщинами.

(Международный конгресс «Мир в умах людей» Ямусукро, Кот-д 'Ивуар, 1989).

Неверно с научной точки зрения утверждение о том, что война генетически запрограммирована в человеческой природе... «Вид, который изобрел войну, в состоянии изобрести и мир» (Севильская декларация о насилии, 1989 г.).

«Мы все и каждый из нас лично ответственны за окружающий нас психологический климат. Наша моральная обязанность - препятствовать распространению нетерпимости и насилия, которые ведут к конфликтам и войнам и разрушают диалог культур - наследие всего человечества. Верно, что различия в культуре разных народов служили причиной многих конфликтов. Но история учит и тому, что эти конфликты сменялись длительными периодами сотрудничества бывших противников». (Международный форум «За солидарность против нетерпимости, за диалог культур», Тбилиси, Грузия, июль 1995 г.)

«Культура мира - это емкое и многоплановое понятие... Оно выражает желание и решимость мирового сообщества на рубеже двух веков и тысячелетии покончить с культом силы и войны, внедрить в сознание людей необходимость заменить их терпимостью и доброжелательностью. Овладение культурой мира и ее распространение поможет предотвратить конфликты или, по крайней мере, их локализовать, выработать прочные механизмы мирного решения возникающих спорных ситуаций». (Культура мира и демократии. Учебное пособие, Москва 1997 г.).

«Как говорил Бернард Шоу, «мир не только лучше, но и бесконечно труднее войны»... Убийство Ицхака Рабина - это еще одно трагическое свидетельство того, каким трудным может быть путь к миру. Такова цена мира, - он требует от людей мужества и даже самопожертвования. Для достижения мира необходимы также эффективные меры, которые могли бы положить конец нищете, несправедливому мировому порядку, неравенству в распределении ресурсов, которое постоянно усиливается, в то время как богатые страны продолжают тратить миллиарды впустую, - в том числе на то, чтобы вооружаться против прошлых угроз. Мы привыкли к тому, что война стоит дорого, но мы еще не успели привыкнуть к тому, что мир стоит большего. Это задача для всех структур общества — гражданских, религиозных, военных. Все должны соединить усилия, потому что мы все нужны друг другу».

(Выступление Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора в Норвежском Нобелевском институте 22 ноября 1995 года по случаю представления книги «Реасе! Ву thе Nоbеl Реасе Рrize Laureates, Ап Апthology».

ВСТУПЛЕНИЕ

Организация Объединенных Наций была создана после окончания второй мировой войны для того, чтобы, как гласит ее Устав, «избавить грядущие поколения от бедствий войны [...] и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Для достижения этой цели государства-члены ООН брали на себя обязательство «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи...».

Убежденность учредителей ООН и ЮНЕСКО в том, что война должна быть запрещена как способ урегулирования международных разногласий и конфликтов, которые могут привести к нарушению мира, вселяла надежду на то, что в международных отношениях наступала новая эра, в которой достижение и поддержание мира было главной задачей всего человечества. Устав Организации Объединенных Наций закладывал основы для распространения позитивной концепции мира, согласно которой мир есть нечто большее, чем только лишь отсутствие войны и враждебности; мир должен стать целью жизни каждого человека. Мир должен быть основан на солидарности, согласии и сотрудничестве свободных людей в целях достижения безопасности и справедливости, создания атмосферы истинно гуманных отношений между народами. Это должно способствовать предотвращению конфликтов путем устранения их коренных причин и достижения социального, материального и духовного прогресса человечества.

Начало «холодной войны» не позволило позитивной концепции мира утвердиться в международных отношениях. Насилие, война и угроза применения силы остались в арсенале мировой политики, которая определялась опасным противостоянием Запада и Востока. Создание образа «врага» было воспринято обоими блоками как необходимое и даже неизбежное средство в противостоянии друг другу. В условиях этой конфронтации, усилия поборников мира были направлены на то, чтобы избежать войны между ними, и мир означал прежде всего отсутствие войны, ограничение гонки вооружений и меры по разоружению.

1989 год, без сомнения, стал поворотным в истории. Падение Берлинской стены ознаменовало окончание эпохи опасной конфронтации между Востоком и Западом. С окончанием «холодной войны» мировое сообщество получило дополнительный шанс переосмыслить многие прежние ценности, взгляды и манеру поведения, которые препятствуют строительству более безопасного, более справедливого и гуманного мира в соответствии с идеалами и задачами ООН.

Но окончание «холодной войны» не привело, однако, к исчезновению насильственных конфликтов, и на смену блоковой конфронтации пришли межнациональные, межэтнические и межрелигиозные войны и конфликты, причиной которых является агрессивная нетерпимость. Она порождается невежеством, бедностью, предрассудками, страхом отдельных людей и целых социальных групп, политическим экстремизмом и авантюризмом, недоверием и насилием, дискриминацией и несправедливостью. Этнический национализм, ксенофобия, расизм и дискриминация меньшинств, религиозный экстремизм, нарушение прав человека являются причиной увеличивающегося числа локальных и региональных конфликтов. Насилие, подогреваемое ненавистью и направленное против иностранцев, беженцев и рабочих-иммигрантов является серьезной угрозой внутренней безопасности. Все эти явления угрожают самому существованию государств. В то же время бедность, перенаселение и массовые миграции, ухудшение окружающей среды и новые смертоносные эпидемии, терроризм, торговля наркотиками и социальная маргинализация молодежи создают новые угрозы для внутренней и международной безопасности.

Человечество должно перейти от сегодняшней антикультуры насилия к новой культуре, основанной на всеобщих ценностях уважения жизни, соблюдения прав человека, свободы, солидарности, терпимости и равенстве между мужчинами и женщинами - культуре мира, - так было заявлено на Международном конгрессе «Мир в умах людей», состоявшемся под эгидой ЮНЕСКО в 1989 г. в Ямусукро (Кот-д'Ивуар), дух которого был созвучен Севильской декларации о насилии, разработанной в 1986 году учеными из разных стран мира, заявившими, что с научной точки зрения война не запрограммирована в человеческой природе, а является прежде всего социальным продуктом; «Вид, который изобрел войну, в состоянии изобрести и мир».

Начиная с 16 ноября 1945 г., когда Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры был открыт для подписания в Лондоне, ЮНЕСКО всегда в своей деятельности руководствовалась тезисом, сформулированным в Преамбуле ее Устава: «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». Свою главную задачу ЮНЕСКО видит в развитии сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры [для достижения «международного мира и всеобщего благосостояния человечества».

ПРОЕКТ ЮНЕСКО «НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА» - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН

В октябре 1992 года Исполнительный Совет ЮНЕСКО по инициативе генерального директора обсудил на своей 140-й сессии необходимость разработки программы по продвижению культуры мира, которая должна стать составной частью [миротворческой деятельности (как известно, Программа дня для мира, подготовленная Бутросом Бутросом-Гали, Генеральным секретарем ООН, по предложению Совета безопасности ООН в 1992 году, называет четыре типа деятельности для ООН: превентивная дипломатия, установление мира, поддержание мира и - по окончании конфликта - строительство мира) и включать в себя действия на местном уровне по примирению и сотрудничеству в странах, где ООН проводит миротворческие операции. Исполнительный Совет ЮНЕСКО предложил Генеральному директору провести консультации с ведущими экспертами в этой области и разработать программу, которая бы предусматривала разносторонние действия по продвижению культуры мира. В 1993 году была разработана программа «Культура мира». В феврале 1994 года Генеральный директор создал под своим непосредственным руководством Группу по Программе культуры мира, а в 1995 году 28-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО провозгласила переход от культуры войны к культуре мира одной из своих приоритетных задач. Проанализировав первые итоги выполнения программы Культура мира», Генеральная конференция заявила, что такой переход является важнейшей задачей, стоящей перед человечеством в конце XX века, и посвятила ей Среднесрочную стратегию ЮНЕСКО на 1996-2001 гг. Это рассматривалось как современное выражение мандата ЮНЕСКО, согласно которому обеспечение мира требует большего, нежели экономические и политические соглашения между правительствами мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.

В рамках этой деятельности Генеральный директор выступил в январе 1997 года с Декларацией «Право человека на мир», в которой он заявил:

«Перед нынешними поколениями стоит почти невыполнимая библейская задача «перековать мечи на орала» и превратить воинственные инстинкты, сложившиеся с незапамятных времен, в сознательное стремление к миру. Достижение этой цели стало бы прекраснейшим и благороднейшим деянием, которое могла бы совершить «глобальная деревня», и самым великолепным наследием для наших потомков. С каким удовлетворением и облегчением могли бы мы смотреть в глаза наших детей. Это послужило бы также наилучшим способом отметить 30-ю годовщину Всеобщей декларации прав человека в 1998 г.

С 1948 г. она дополняюсь другими «правами». Нее они должны учитываться, и к ним следует добавить право, обеспечивающее всю их совокупность: право на мир, право на мирную жизнь!».

Эта Декларация была направлена Генеральному секретарю ООН, министрам иностранных дел и министрам образования государств - членов ЮНЕСКО, неправительственным организациям, центрам по правам человека, академическим и образовательным учреждениям: она вызвала большой интерес и получила положительный отклик. На встречах международных экспертов, состоявшихся в Лас-Пальмас (Испания) в феврале и в Осло (Норвегия) в июне 1997. были даны рекомендации и выработан проект Декларации о праве человека на мир, который был обсужден на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 1997 г., а также рассмотрен в ходе международной консультации правительственных экспертов, состоявшейся в ЮНЕСКО в марте 1998 года. Исходя из того, что мир отвечает чаяниям всего человечества, участники этой консультации признали важную взаимосвязь между миром и уважением прав человека, а также моральную и этическую приверженность миру в качестве общего принципа деятельности по продвижению дела культуры мира. В обращении к участникам консультации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций подчеркнул важность подобного «зарождающегося права». Этот процесс получит дальнейшее развитие в ходе рассмотрения результатов этой консультации на 154-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО.

29-ая сессия Генеральной конференции приняла Декларацию об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями, разработка которой началась в феврале 1991 г. в сотрудничестве с Обществом Кусто, которое подготовило в 1979. проект декларации о правах будущих поколении, являющейся итогом многолетней деятельности Кусто по изучению нашей планеты и его встреч с руководителями разных стран. В статье 9 «Мир» Декларации об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями говорится:

«1. Нынешним поколениям надлежит сделать все, чтобы они сами и будущие поколения учились жить вместе в условиях мира, безопасности, уважения международного права, прав человека и основных свобод

2. Нынешние поколения должны избавить будущие поколения от бедствий войны. Для этого они не должны подвергать будущие поколения воздействию пагубных последствий вооруженных конфликтов, и также орущих форм агрессии и использования оружия вопреки гуманитарным принципам».

В сентябре 1997 года 52-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН рассмотрела доклад Генерального директора ЮНЕСКО о воспитательной деятельности и рамках проекта «На пути к культуре мира» (документ А/52/292), подготовленный в соответствии с резолюцией 51/101 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 года. В этом документе говорилось:

«Культура мира, основания ни самом широком и позитивном понимании мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, видов поведения и образов жизни, которые отражают и поощряют:

(а) уважение к жизни, людям и всем их правим;

(b) отказ от любых форм насилия и приверженность делу предупреждения насильственных конфликтов путем устранения в корне причин их возникновения и решения проблем посредством диалога и переговоров;

(с) признание равных прав и возможностей мужчин и женщин;

(d) признание прав каждого на свободу выражения мнений и убеждений и на получение информации;

(е) приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, терпимости солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами и между отдельными людьми;

(f) приверженность принципам социально ориентированного общества, которое охраняет права слабых путем принятия последовательных и долгосрочных мер, направленных на развитие, в центре которого стоит человек и которое основано на взаимной поддержке;

(g) приверженность всестороннему участию в процессе справедливого удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколении в области развития и окружающей среды».

Генеральная Ассамблея ООН, обсудив доклад Генерального директора, приняла резолюцию А/RES/52/13 « Культура мира», в которой обратилась к Генеральному директору ЮНЕСКО с просьбой подготовить Предварительный сводный доклад для Организации Объединенных Наций о культуре мира, которым бы содержал проекты декларации и программы действии в области культуры мира, а также включила пункт о культуре мира в повестку дня 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

52-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН также приняла резолюцию 52/15, которая провозгласила 2000 год Международным годом культуры мира.

Полный текст Предварительного сводного доклада для Организации Объединенных Наций о культуре мира содержится в документе 152ВХ/42, представленном на рассмотрение 152-й сессии Исполнительного Совета ЮНЕСКО, которая состоится в апреле-мае 1998 года (см. Приложение 1 - документ 152НХА12). На основании содержащихся в этом документе проектов декларации и программы действий в области культуры мира, а также письменных текстов, представленных участниками Международного Кишиневского форума «За культуру мира и диалог цивилизации, против культуры войны и насилия» готовится также Проект Кишиневской декларации «За культуру мира и диалог цивилизации» и Проект Программы действий в поддержку перехода от культуры войны и насилия к культуре мира и диалога, которые будут Вам также представлены.

КУЛЬТУРА МИРА В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

2000 год является вехой имеющей особое значение, означая завершение одною тысячелетия и начало другого. Он может восприниматься людьми как историческое событие, вокруг которого они могут сплотиться ради осуществления коренных преобразований. Это уникальная возможность привлечения людей к общему делу с целью отказа от вчерашних ценностей, взглядов, форм поведения, которые нередко вели к войне, насилию и социальной несправедливости, ради перехода к ценностям, взглядам и формам поведения, которые отвечают возможностям строительства будущего, чья отличительная черта - культура мира. ЮНЕСКО, предлагая провозгласить 2000 год Международным годом культуры мира, отметила, что он открывает возможность активизировать усилия международного сообщества на пути создания и развития устойчивой культуры мира.

Летней сессии в 1998 г. ЮНЕСКО может быть представлено предложение, инициаторами которого являются лауреаты Нобелевской премии, о провозглашении Десятилетия культуры мира и ненасилия начиная с 2000 года. Это придало бы проведению Международного года большую эффективность и значительно содействовало бы мобилизации международного сообщества на решение задач, связанных с предотвращением и искоренением насилия.

Главной целью усилий в поддержку культуры мира являются искоренение причины насилия, предотвращение возникновение вооруженных конфликтов. В отличие от вмешательства, осуществляемого уже после вспышки вооруженного конфликта, в отличие от последующих усилий по строительству мира в постконфликтных условиях предотвращение насильственных конфликтов представляет собой более гуманный и более эффективный подход.

Строительство культуры мира - это грандиозный проект, разносторонний и имеющий всемирный масштаб. Он неразрывно связан с устойчивым человеческим развитием для всех и демократическим участием в жизни общества.

Как было заявлено на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.), социальное развитие, социальная справедливость и ликвидация нищеты являются необходимыми условиями достижения и поддержания мира и безопасности как внутри стран, так и в отношениях между ними. В свою очередь, социальное развитие, социальная справедливость и ликвидация нищеты недостижимы при отсутствии мира и безопасности, равно как и при отсутствии соблюдения всех прав человека и основных свобод.

Ликвидация абсолютной нищеты, в условиях которой в конце XX века живут, по данным ООН, более 1,3 миллиарда человек - одна пятая часть мирового населения - 70 процентов из которых составляют женщины, требует неотложных действий как на национальном, так и международном уровне. Эти действия должны быть направлены на ликвидацию голода и недоедания, обеспечение неотложной медицинской помощи, питьевой воды и гигиены. Основополагающее значение в обеспечении устойчивого развития играет базовое образование для всех, достижение всеобщей грамотности и проведение международной компании в защиту права женщин и девочек на образование. По данным Международной организации труда, 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет работают, половина из них работает полный рабочий день. Особую проблему составляет социальная маргинализация молодежи в городах.

Рост нищеты и появление новых форм отчуждения являются серьезной угрозой в строительстве устойчивых демократических систем. С другой стороны, укрепление демократии, которая основана на участии граждан в выборах и в повседневном процессе принятия жизненно важных решений, способствует ликвидации нищеты. «Мир, развитие и демократия образуют взаимозависимую триаду. Все эти три элемента взаимно укрепляют друг друга. Без демократии нет устойчивого развития: неравенство становится невыносимым и порождает принуждение и господство», - говорится в Декларации Генерального директора ЮНЕСКО «Право человека на мир».

Культура мира неразрывно связана с равноправием мужчин и женщин. Всемирная конференция Организации Объединенных Наций но положению женщин (Пекин, 1995 г.) приняла Платформу действий, которая предусматривает мероприятия, касающиеся расширения прав женщин в политической и экономической областях и их адекватного представительства на всех уровнях принятия решений, с тем чтобы их опыт, талант, видение жизни и творческий потенциал в полной мере могли быть использованы в целях становления культуры мира.

НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ: КОНФЛИКТ ИЛИ ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?

Разнообразие мира, культурный плюрализм составляют его богатство. В то же время при определенных обстоятельствах они могут стать источником напряженности и причиной конфликтов, о чем свидетельствует человеческая история, богатая примерами религиозных войн и жестоких конфликтов, в основе которых лежали культурные различия.

Но одновременно история человечества дает значительно больше примеров терпимости и мирною сожительства представителей различных культур и цивилизаций, которые, живя рядом друг с другом, смешивались и создавали новые группы и сообщества.

Д-р Самюэль Хантингтон в ставшей широко известной статье, опубликованной в журнале «Форин аффэрз», выдвинул теорию о том, что «мир постепенно приближается к эпохе конфликта цивилизаций. По его мнению мировая история, которая была и остается историей конфронтации, просто переходила от одной формы конфликта к другой: от религиозных войн, а затем распрей между национальными государствами к конфликту идеологий, принявшему форму «холодной войны».

Полемизируя в журнале «Форин аффэрз» с С.Хантингтоном, Р.Рубенштайн и

Ж.Крокэр отмечали, что практика урегулирования конфликтов свидетельствует о том, что конфликты, основанные главным образом на культурных различиях, значительно легче урегулировать, чем, например, ликвидировать вражду между социальными классами или борящимися за власть группировками. По их мнению, в обществах с пестрым по культурному составу населением вполне возможно создать социально-политические системы, которые бы позволяли, например, тем, кто молится в храмах, и тем, кто молится в мечетях, жить, не истребляя друг друга. Главное препятствие на пути к миру, как правило, лежит не в культурных различиях, а определяется социальными и политическими условиями, которые заставляют каждую из культурных групп считать, что ее выживание возможно только лишь за счет другой.

Программа действий в продолжение мероприятий Года ООН, посвященного терпимости (1995 г.) указывает, что «причины и факторы, ведущие к проявлениям нетерпимости.., сложны, и для их устранения не существует простых и легких решений ... В числе политических и социальных факторов можно назвать хрупкость демократических институтов, отсутствие уважения к правам человека, взрывы национализма и этнического соперничества, а также конфликты, которые отрывают от родной земли миллионы людей и вынуждают их перемешаться в другие места. В экономическом плане безработица и недостаточная занятость, резкий контраст между нищетой и богатством в каждой стране (и между странами), а также сохраняющаяся экономическая отсталость способствуют социальной напряженности, проявлением которой и является нетерпимость».

Демократизация общественной жизни, основанная на участии широких слоев населения и политических решениях, ликвидация неравенства между богатыми и бедными странами и богатыми и бедными людьми - вот те меры, которые способствуют устранению агрессивной нетерпимости.

На Международном форуме «За солидарность против нетерпимости, за диалог культур», который состоялся в Тбилиси (Грузия) в 1995, объявленным Годом ООН, посвященным терпимости, было заявлено:

«Люди действительно отличаются друг от друга - по цвету кожи, языку, религии, образу жизни, привычкам и ценностным ориентациям. Но они в то же время и объединены как общими проблемами, вызовами, опасностью, зависимостью от природы, так и надеждами на выживание и лучшую жизнь.

В сегодняшнем мире глобальной взаимозависимости толерантность становится не только благодеянием, но также и условием выживания человечества. Толерантность есть понимание и уважение других культур и верований и другого образа жизни. Толерантность есть признание различий, существующих как внутри наших обществ, так и между различными культурами Толерантность есть отношение к разнообразию мира как к общему достоянию.

Утверждению идеалов и практики толерантности призван содействовать Диалог Культур как способ познания и уважения других, как путь к взаимному духовному обогащению».

ОБРАЗОВАНИЕ В ДУХЕ КУЛЬТУРЫ МИРА И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - К 50-ЛЕТИЮ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ 2000 ГОДА МЕЖДУНАРОДНЫМ ГОДОМ КУЛЬТУРЫ МИРА

29-ая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 1997 г. обсудила и приняла План действий, посвященных празднованию 41-и годовщины Всеобщей декларации прав человека, содержащимся в документе 29 С-717, который будет распространен по время Кишиневского форума.

В тесном сотрудничестве с Верховным комиссаром по правам человека, на которого возложена задача координировать деятельность в этой области и рамках всей системы Организации Объединенных Наций. ЮНЕСКО способствует, по возможности, наиболее широкому распространению Декларации во всем мире, в частности в учебных учреждениях формального и неформального образования, включая ее распространение на тех языках, на которые она пока еще не переведена: лучшему пониманию прав, провозглашенных в Декларации, которые имеют отношение к областям компетенции Организации (право на свободу убеждений и на свободное выражение их; право на образование; право участвовать в научном прогрессе; право участвовать в культурной жизни общества и т.д.), а также освещению той ключевой роли, которую играет осуществление таких прав в упрочении мира, демократии и развития.

В различных регионах в сотрудничестве с ассоциациями по правам человека в 1998 г. будут проведены совещания с целью рассмотрения результатов, достигнутых в осуществлении этих нрав, встретившихся основных препятствии и перспектив их развития. В рамках мероприятий, посвященных празднованию этой годовщины, в декабре 1998 г. планируется провести симпозиум на тему «Этика, законодательство и демократические идеалы» и организовать конференцию «Права человека: 50 лет спустя».

В центре компании ЮНЕСКО по расширению осведомленности общественности находится молодежь. Различные форумы и новаторские формы деятельности призваны способствовать привлечению ее внимания к значению прав человека: особое внимание будет уделено улучшению понимания того, каким образом молодежь воспринимает осуществление прав человека в своей повседневной жизни.

В течение всего года Организация в целом примет широкое участие в мероприятиях, посвященных празднованию этой годовщины. Национальные комиссии должны играть ключевую роль в аналогичных усилиях на национальном уровне, с тем, чтобы придать сильный импульс распространению Всеобщей декларации. Важную роль должны сыграть Система ассоциированных школ (США), а также центры, ассоциации и клубы ЮНЕСКО, в частности в деле привлечения внимания детей и молодежи к значению прав человека. Будут поощряться инициативы, с которыми выступают все другие партнеры ЮНЕСКО, в частности ассоциации преподавателей и профсоюзы, с целью обеспечить более глубокое знание и уважение прав человека.

ЮНЕСКО, в соответствии с положениями Междисциплинарного проекта «На пути к культуре мира», в тесном сотрудничестве с Консультативным комитетом по воспитанию в духе мира, прав человека, демократии, международного взаимопонимания и терпимости будет и далее поощрять усилия государств-членов но разработке национальных стратегий, планов и программ как формального, так и неформального образования и повышению осведомленности общественности в области прав человека и мира. Особое внимание уделяется разработке учебных пособий по правам человека и культуре мира для учителей, а также учебных модулей и вопросам терпимости и предотвращения дискриминации в доконфликтных и постконфликтных ситуациях. Особое внимание уделяется обеспечению возможностей для подготовки специалистов в области гражданского образования, и с этой целью будет изучен вопрос о целесообразности создания Международной академии по вопросам образования и демократии в сотрудничестве с государствами-членами и другими партнерами.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И НАСИЛИЯ: РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Построение культуры мира не может быть достигнуто путем ее декларирования или навязывания. Ее невозможно объявить декретом.. Культура мира - это переход от логики силы и страха к логике разума и любви. Она является основой для глобального осуществления права человека на мир. Для того, чтобы она стала реальностью, культура мира должна сделаться нормой жизни, народной традицией, политическим императивом. Задача построения культуры мира касается людей всех возрастов и групп; это открытая, глобальная стратегия, имеющая конкретную цель: обеспечение того, чтобы культура мира была но сути неотделима от культуры и чтобы она глубоко укоренилась в сердцах и умах людей.

В этом отношении первостепенная роль в созидании культуры мира принадлежит тем, чья деятельность оказывает прямое и разностороннее воздействие на умы людей. Деятели культуры и представители средств массовой информации могут оказаться среди наиболее активных «поборников мира». Все, кто занимается научной, философской и творческом деятельностью, призваны играть особую роль в содействии культуре мира, направляя свою энергию на динамичное и открытое развитие и совместное использование знаний, научных исследований и художественного творчества, которые содействуют культуре мира.

Для утверждения Культуры Мира нужны усилия многих людей и прежде всего тех, кто влияет на умы и души людей, кто, благодаря своему интеллектуальному и нравственному авторитету, способен вдохновить моральное движение сопротивления нетерпимости.

Трудно переоценить роль деятелей культуры в деле сохранения и популяризации культурного наследия: необходимо показать многообразие всемирного наследия, основывающееся на разнообразии культур, которые его составляют. ЮНЕСКО и деятели культуры играют особую роль в деле защиты культурных ценностей во время военных действий.

ЮНЕСКО призвана «содействовать свободному распространению идеи словесным и изобразительным путем». Со времени принятия в 1989 г. новой стратегии в области коммуникации Организация утвердилась на мировом уровне в роли одного из ведущих учреждений в деле зашиты свободы печати, а также содействия развитию плюралистических и независимых средств информации.

Свобода выражения убеждений и распространения информации, которая признана в качестве одного из неотъемлемых элементов прав человека и основных свобод, является жизненно важным фактором укрепления мира и международного взаимопонимания. Необходимо покончить с секретностью и с манипулированием информацией, присущими культуре войны. В этом вопросе мощным фактором, содействующим обеспечению свободы информации и выражения убеждений, могут стать средства информации. Благодаря техническим достижениям в области средств информации и их всепроникающему развитию каждый человек получает возможность творить историю, что впервые создает почву для подлинно глобального движения в поддержку культуры мира. Вместе с тем, средства информации порой используются во вред, для создания и широкого внедрения образа врага, для призывов к насилию и даже геноциду в отношении отдельных этнических или национальных групп, для демонстрации и восхваления всевозможных форм насилия. Для обеспечения свободы информации и выражения убеждений следует принять такие меры, которые позволили бы средствам информации реализовать свои позитивные возможности, связанные с распространением среди широкого круга людей с помощью системы коммуникации важнейшей информации наряду с ценностями, взглядами и формами поведения, присущими культуре мира.

В истории еще не было войны без «врага», чтобы изжить войну, нужно избавиться от образа врага, на смену ему должны прийти идеалы взаимопонимания, терпимости и солидарности между всеми народами и культурами.

Оказание поддержки независимым средствам информации может обеспечить повсеместный доступ к свободным, плюралистическим и независимым источникам информации. Это особенно важно в случае насильственных конфликтов, когда независимые средства информации могут противодействовать пропаганде ксенофобии и формированию образа врага.

Широкое распространение показа насилия в средствах информации служит одним из факторов, порождающих чувство пессимизма у многих молодых людей и заставляющих их воспринимать насилие как нечто более действенное по сравнению с активным ненасилием. В этой связи ЮНЕСКО призвана укреплять воспитательную и культурную миссию общественного вещания и содействовать разработке новых подходов, нацеленных на уменьшение насилия на экране, а также предоставлять помощь международным программам исследований, посвященных молодежи и средствам информации.

Сегодня новые технологии, увеличивая возможности производства, передачи и получения информации и данных в беспрецедентном масштабе, ведут к расширенному применению принципа «свободного распространения» ко всем видам информации, способствующим прогрессу обществ и их демократическому функционированию. Роль ЮНЕСКО - прилагать усилия к обеспечению того, чтобы те возможности, которые открывают эти технологии для совместного применения знаний и поощрения творческой деятельности, использовало как можно большее число людей. С этой целью она содействует расширению доступа к информации, относящейся к общественному достоянию, и стимулирует проведение междисциплинарного анализа образовательных и культурных, этических и социальных проблем, возникающих у в связи с использованием новых технологий, а также задач, связанных с формированием информационного общества.

ЮНЕСКО направляет основную часть своих усилий на укрепление возможностей государств-членов в области коммуникации, информации и информатики. Эти цели осуществляются в рамках программы «Создание потенциала в области коммуникации, информации и информатики», направленной на оказание помощи государствам-членам, особенно развивающимся странам, а также обездоленным общинам во всех странах мира и деле укрепления их потенциала в области коммуникации, информации и информатики путем поддержки улучшения инфраструктур, а именно средств информации, библиотек, архивов, служб информации и компьютерных сетей, при этом приоритетное внимание уделяется прежде всего подготовке в этих областях и, в частности, подготовке инструкторов и пользователей. Организация способствует применению новых технологий в целях содействия развитию.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

дата публикации: .