Простота и мудрость Православия

Из писем оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия

“Утомление от трудов полезно. Враг всех искушает. Недоразумения попускаются для пользы. ...Когда учат детей разного возраста, то говорят им, сколько они могут понять и насколько в состоянии принять; и преподающие нисколько не думают о том, чтобы что-нибудь от них утаивать, или как-нибудь смягчать то, что преподают.

Истина одна, но люди приближаются к ней разным образом, как показывают девять евангельских блаженств” [1, стр.46].

“Без скорби не спасешься.

...Не много таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от Апостола: вси, хотящiи благочестно жити, гоними будут . - Все же остальные терпят болезни и скорби для очищения прежних грехов, или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения” [1, стр.61].

Из дневника последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева)

“... никто и ничто не может повредить человеку, если он сам себе не повредит, напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут” [2, стр.181].

“... Ведь духовный отец нужен для чего? Чтобы при помощи его незабудно шествовать и достигать Царства Небесного, а для этого необходимо, главным образом, исполнять на деле наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво.

Были примеры, что некоторые имели возможность часто бывать у старца, иные даже постоянно сидели возле старца, непрестанно слушали его наставления, даже и жительствовали с ним и оставались бесплодными. А некоторые имели редкую возможность бывать у старца, и удостаивались слышать краткое наставление, но преуспевали ...

Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, чтобы не быть бесплодными. ...

Считаю нужным напомнить вам, что я всегда особенное внимание обращал на тщательную исповедь. ...

Духовника бояться нечего, и стыдиться его не должно. ...

Тщательная исповедь необходима, а с нею вместе необходима и добрая нравственность, благочестивая жизнь, жизнь по заповедям Божиим. Старайтесь иметь душевную и телесную чистоту, старайтесь после исповеди уже не грешить сознательно, произвольно не грешить в надежде на покаяние, так как, по учению Святой Православной Церкви, если кто грешит в надежде на покаяние, тот повинен в хуле на Духа Святаго. Сознательно грешить с безрассудной надеждой на благодать Божию и думать: Ничего, покаюсь , - это есть хула на Духа Святаго. ... Бойтесь сего и блюдите себя от произвольных согрешений.

Одно дело грешить бесстрашно, сознательно и не каяться, а другое дело, когда человек не хочет грешить, плачет, кается, просит прощения, но по немощи человеческой согрешает. Человеку свойственно согрешать, падать и не должно унывать и приходить в чрезмерную печаль, если придется согрешить. Но не каяться свойственно бесам, поэтому необходимо каяться” [2, стр.188 - 190].

“Всякое Евангельское повествование имеет всегда два значения, два смысла: одно внешнее, всем понятное, а другое - внутреннее, глубокое, таинственное, не для всех понятное” [2, стр.114].

Одна сестра наша говорила: Мне хочется дожить до того времени, чтобы встретить Господа .

- Не надо, - говорил Батюшка, - греховно желать дожить до пришествия антихриста. Такая скорбь будет тогда, как сказано, что праведник едва спасется. А желать и искать страданий опасно и греховно: это бывает от гордости или неразумия, а когда постигнет искушение, можно и не выдержать.” Воспоминания монахини Амвросии о иеромонахе Никоне [2, стр.230].

Из жизнеописания иеромонаха Никона, последнего старца Оптиной Пустыни

“В жизни каждого человека, в особенности христианина, бывают события, необъяснимые по своей таинственности, недоступные для человеческого разума. Чаще всего они забываются, и забытые, задавленные житейской суетой, вспоминаются иногда только под старость. Тогда таинственное и непонятное становится вдруг понятным и простым. Тогда, в свою очередь, приходит мысль о том, как мог человек пройти мимо этих указаний Промысла Божия, не осознать их и забыть!.. У каждого есть такие знаменательные события. Люди, не верующие в Промысел Божий, обычно называют их случайностями. Христианин же, убеждённый в том, что вся его жизнь - “в руце Божией”, видит в этих “случайностях” глубокий смысл и значение” [3, стр.11].

“Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, - всё промыслительно. Мы не понимаем значения того, или иного обстоятельства. Перед нами - множество шкатулок, а ключей нет... Замечайте события вашей жизни. Во всём есть глубокий смысл. Сейчас вам не понятны они, а в последствии многое откроется...” - так говорил старец Варсонофий послушнику Николаю 11 ноября 1907 года” [3, стр.21].

“Когда у вас бывают какие-либо мечтания, вы им не противоречьте сами, а бросайте в них камнем. Камень же есть имя Христово, Иисусова молитва... Помыслы отогнать не в вашей силе, а не принять их - в вашей. Имя Иисусово отгоняет их.” Наставления старца Варсонофия, [3, стр.65].

“Старец Амвросий при жизни своей часто являлся в чувственном виде, не во сне, во сне это понятно, - давал советы, избавлял от опасностей. Когда его спросили об этом, как он, не выходя из келии, является некоторым наяву, он ответил: “Это не я, это - мой ангел”...” Наставления старца Варсонофия, [3, стр.79].

“Гордый становится как бы сродни бесу. Один человек говорит: “Читал я, читал Псалтырь, да ничего не понимаю. Так я полагаю, что мне гораздо лучше положить эту книгу на полку”. А старец ему говорит: “Нет, не надо”. - “Почему же? Я ничего не понимаю!” - “Ты не понимаешь, так бесы понимают, что там про них говорится, не могут вынести и бегут”...” Наставления старца Варсонофия, [3, стр.83 - 84].

“Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его - впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать этим же недостатком...” Наставления отца Никона, [3, стр.189].

* * * * * * * * * * * *

“Старец [Макарий Оптинский] обладал не только проницательностью, но и совершенно изумительной памятью: всякий, кто сказал ему хоть несколько искренних слов о себе, был навсегда занесён вместе со своими неповторимыми чертами личности, грехами, бедами и немощами в “книгу жизни”, хранимую в душе Макария. Много лет спустя он встречал однажды виденного им человека такими вопросами, словно только вчера происходила их задушевная беседа и старец с нетерпением ждал сегодняшней встречи.

Нельзя скользнуть по этому факту беглым взглядом журнального читателя. Надо остановиться и представить, что это вас так встречает человек, три года назад поговоривший с вами пять-десять минут. Надо живо вообразить, что перед этим к нему подходили тысячи человек, таких же, как вы, может быть, даже более значительных, и после этого было тысячи других бесед. А он теперь приветливо улыбаясь и прямо в душу вам глядя своими удивительными глазами, спрашивает, благополучно ли вы добрались из своего Орла, поступил ли ваш сын в университет, как вы того хотели, и поладили ли вы со своим новым приходским священником. Не возникает ли тогда у вас ощущение, даже твёрдое убеждение, что Бог не оставил вас, что именно через этого худенького, больного некрасивого старика Он напоминает вам о Своей Отеческой любви и хранительном внимании к вашей бесконечно дорогой для Него душе?” [4, стр.68].

“Каждый должен найти своего духовного отца. “Молитвами и слезами, - говорит нам преп. Симеон Новый Богослов, - умоли Бога послать тебе руководителя бесстрастного и святого” [4, стр.205].

* * * * * * * * * * * *

“Не сделавшись поэтом, он [Амвросий Оптинский], однако, будучи уже старцем, любил по временам говорить своим слушателям наставления в рифму для того, по всей вероятности, чтобы грубая правда в его устах не казалась столь тяжкою для самолюбивых сердец и, растворённая шуткою и складною формою, охотнее ими запоминалась и крепче запоминалась.” [5, стр.22].

“... благоразумный и осторожный Александр Михайлович [будущий старец Амвросий Оптинский] всё ещё не спешил осуществить желание своего сердца - он хотел получить ещё одно благословение, благословение великого игумена всея России, преподобного Сергия, Радонежского чудотворца ... он уговорил своего друга предпринять новое путешествие в Троице-Сергиеву Лавру.” [5, стр.22].

“Замечателен ответ о.Паисия [Величковского], данный им Виссариону: “Брат! ... как может кто наставлять другого на путь, которым сам не ходил? Должно прежде самому подвизаться до крови против всех страстей душевных и телесных, победить при помощи Христовой похоть и ярость, гордость, сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, чтобы научиться и других врачевать и наставлять их на заповеди Божьи.... Такого, брат, следовало бы нам найти себе наставника, но увы! Какое наше время! Предвидя Духом Божьим это злополучное время, богоносные отцы, из жалости к нам, оставили нам святые свои писания, в которых мы и должны с великой заботливостью и со многими слезами день и ночь поучаться!” ” [5, стр.55 - 56].

[Амвросий Оптинский:] “Очисти сердце - тогда и поймёшь!” [5, стр.107].

“Пищи съедалось Старцем [Амвросием Оптинским] не более, сколько может съесть трёхлетний малютка” [5, стр.182].

“Преподавая мудрые советы другим, Старец [Амвросий Оптинский] в то же время, по своему смирению, сам искал совета у других, не полагаясь на свой разум и при богатстве рассуждения. По кончине старца Макария, не имея к кому бы обратиться в своей обители, он обращался сначала к своему архипастырю Григорию. А по времени, узнавши от достоверных людей об одном сокровенном, странствующем духовном старце, тотчас постарался с ним сблизиться и уже постоянно писал к нему секретные письма с той целью, чтобы всё делать с советом другого, в чём видел выражение воли Божией, боясь поступать по своей воле.

Существует предположение, что этот таинственный странник был ни кто иной, как один из епископов, отказавшийся от кафедры и избравший подвиг странничества.

Не этому ли страннику принадлежат известные “Откровенные рассказы странника о благодатном действии молитвы Иисусовой”, рукопись которых, после смерти о.Амвросия, была найдена в его бумагах и составление которых некоторыми приписывается самому о.Амвросию? ... Кстати приведём здесь очень интересный рассказ духовной дочери Старца об одном также загадочном страннике, может быть имеющем отношение к тому страннику, с которым переписывался Старец. Один судебный следователь по важнейшим делам, человек добрый и благочестивый, передавал следующее. Однажды, на Пасхе, он с женой и дочерью сидели вечером на галерее, идущей вдоль их дома, и собирались ужинать. Вдруг раздаётся со двора приятный звучный голос: “дайте милостыньку Христа ради, я три дня не ел”. Следователь выглянул в окно галереи (галерея была на втором этаже) и видит странника, не похожего на нищего, одетого в подрясник, перепоясанный кожаным поясом и ранцем через плечо. Лицо у него было замечательно приятное. Следователь сунул руку в карман, достал оттуда коп. 30 денег, сколько попалось в руку, сунул их горничной и говорит: “беги, отдай ему”. Но тут же опомнился: человек просит есть, а он суёт ему деньги... Кинулся он вслед за горничной и говорит ему: “Пойди с нами поужинай, мы только что сели”. - “Нет, - говорит тот, - ужинать я не буду, а дай мне того квасу, который стоит у вас на табуретке”. Следователь тотчас же исполнил просьбу странника. Странник перелил квас из бутылки к себе и ушёл. Возвращаясь следователь начал соображать: “как же он, стоя внизу на дворе или даже около парадной двери, мог видеть, что стоит у нас квас в углу на табуретке? Должно быть, человек тот не простой!” Кинулся он обратно за ним в погоню, но ни на дворе, ни на улице его уже не было, и никто его не видал. Когда духовная дочь рассказала об этом случае Старцу, батюшка спрашивает: “А не описывал ли он тебе его наружности? Высокий, белокурый, горбоносый?” Рассказчица была поражена. “Да вы-то, батюшка, как его знаете?” - “Дурак! Ну, знаю, что ходит такой. Потребует квасу, перельёт к себе, да и уйдёт.” - “Но почему же никто из других не видал его и куда же он скрылся?” - “Ну, понимаешь, высокой жизни человек, с плотию утончённой”, - сказал батюшка. Расспрашивать больше рассказчица не посмела.” [5, стр.201 - 202].

[Амвросий Оптинский:] “От того некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются” [5, стр.216].

[Амвросий Оптинский:] “Некто спросил монаха: кто тебя научил молиться? Он ответил: бесы. - Как бесы? - Да так. Они меня бороли разными помыслами, а я отбивался от них молитвой...

Златоуст говорит: если хочешь узнать истину о себе, ищи её у врагов - они тебе скажут” [5, стр.220].

Ещё говорил Старец [Амвросий Оптинский]: где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного”. А иногда прибавлял к этому: “где нет простоты, там одна пустота” [5, стр.226].

“Ещё рассказывал Старец [Амвросий Оптинский], как иногда обстоятельства нечаянно смиряют человека: “Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашаемых и спрашивает присланного к нему слугу: неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне? На это посланный отвечал: хороших-то по хорошим разослали, а меня уж к вашей милости” [5, стр.227 - 228].

“При этом и здоровье Старца [Амвросия Оптинского], с течением времени, стало ослабевать до последней крайности .... И однако же этот полуживой семидесятидевятилетний Старец не только никогда не терял присутствия духа, но также всегда был спокоен и весел, как и при самых благоприятных обстоятельствах, и своею весёлостью и шутливыми рассказами умел разгонять в окружавших его самое мрачное уныние.” [5, стр.318].

* * * * * * * * * * * *

“Старец перекрестился и начал говорить:

“Благодари Бога, возлюбленный брат, за сие открытие Им в тебе непреодолимого влечения к познанию непрестанной внутренней молитвы. Познай в сём знание Божие и успокойся, уверившись, что до сего времени совершалось над тобой испытание согласия твоей воли на глас Божий и даваемо было разуметь, что не мудростию мира сего, и не любознательностию внешнею достигают небесного света, непрестанной внутренней молитвы, но напротив, нищетою духа и деятельным опытом обретается оное в простоте сердца. А посему нисколько не удивительно, что ты не мог слышать о существенном деле молитвы и познать науку, как достичь непрестанного действия оной...” [6, стр.13 - 14].

“И мне открылась здесь тайна, что ум и сердце не одно и то же” [6, стр.56].

“...разум и природа доводят человека до богопознания. Первый, исследуя, что не может быть действия без причины, и по лествице осязаемых вещей восходя от низших к высшим, наконец достигает до главной причины Бога. Вторая, на каждом шагу раскрывая удивительную премудрость, стройность, порядок, постепенность, даёт основательный материал для лествицы, ведущей от конечных причин к бесконечной. Таким образом, естественный человек естественно приходит к познанию Бога. Потому-то ни одной нации, ни одного племени дикого не бывало и нет без какого-либо понятия о Боге. Вследствие сего понятия самый дикий островитянин без всяких сторонних побуждений, как бы невольно возводит свой взор к небу, падает на колени, изводит непонятный для него, но необходимый вздох, чувствует непонятно влекущее его в высоту, что-то нудящее к чему-то неведомому... Из сего основания происходят все естественные религии, при этом весьма замечательно то, что повсеместно сущность или душу всякой религии составляет тайная молитва, ознаменовывающая себя каким-либо видом движений и явного жертвоприношения, более или менее искажённого тьмою грубого и дикого понятия людей языческих!” [6, стр.503 - 505].

“При сём надо также принять в соображение и то, что истинному усердному желанию искателя можно услышать полезное и наставительное слово и от простых: ибо также св. Отцы уверяют, что если с верою и правым намерением вопросить и сарацина, то и сей может сообщить слово полезное; если же без веры и справедливой цели потребуешь наставления у пророка, то и он не удовлетворит тебя...” [6, стр.516].

* * * * * * * * * * * *

“По идее, старец - лицо, которое берёт у духовного чада его волю, его душу в свою волю, свою душу. Избрав старца, духовное чадо от своей воли отрешается и отдаёт её ему в полное послушание, с полным самоотречением. Что бы ни задумал духовный сын старца, обо всём идёт он советоваться со старцем и просит его благословения. К старцу идут исповедоваться все и всегда, открывают ему всю душу свою, объявляют ему все свои греховные поступки, желания, мысли; таким образом, получается тесная, неразрывная духовная связь между связавшим, старцем, и связанным, чадом.

Власть старца в известных случаях беспредельная, непостижимая. От послушания, наложенного старцем, не может освободить даже высший представитель духовной власти на земле. Один русский инок спасался на Афоне и всем сердцем полюбил это тихое пристанище. Вдруг старец повелел ему оставить Святую Гору и идти сначала в Иерусалим на поклонение святым местам, а потом возвратиться на родину, в Сибирь. Поражённый и убитый горем инок явился к Константинопольскому Вселенскому патриарху и молил его разрешить послушание. Патриарх ответил, что не только он, Вселенский патриарх, не может разрешить его, но и на всей земле нет и не может быть такой власти, которая могла бы его разрешить от послушания, наложенного на него старцем, кроме лишь власти самого того старца, который наложил его.” А.Фирсов. Козельская Оптина пустынь, [7, стр.63].

“... почти на все письма отец Макарий давал ответы, и в этой переписке ему помогал отец Амвросий. Последний по письмам к старцам изучал душу человека. Но ещё лучшей школой ему для изучения человека, тайников его души, его веры, его страданий, горя было наблюдение и общение с теми тысячами людей, которые шли к старцу Макарию.” А.Фирсов. Козельская Оптина пустынь, [7, стр.65].

* * * * * * * * * * * *

МОЛИТВА

преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что даст мне сей день.

Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей.

Господи, на всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.

Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я не получил известия в течение дня, дай принять мне их со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё святая воля Твоя.

Господи Великий Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.

Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не смущая и никого не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление сего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи молиться и любить всех нелицемерно.

Аминь.

 

 

----------------------------------------------------------

Использованная литература

1. Собрание писем оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Кемерово: Знаменская церковь,1991.

2. Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева). СПб.: Сатисъ, 1994.

3. Жизнеописание иеромонаха Никона, последнего старца Оптиной Пустыни. СПб.: САТИСЪ, 1994.

4. В. Котельников. Православная аскетика и русская литература. На пути к Оптиной. СПб.: Издательство “Призма-15”, 1994.

5. Сергiй Четвериковъ. Описаниiе жизни блаженныя памяти Оптинскаго старца Iеросхимонаха Амвросия. “Паломник”, 1998.

6. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Коломна: Свято-Троицин Ново-Голутвин монастырь, 1995.

7. БЛАГОСЛОВЕННАЯ ОПТИНА. Воспоминания паломников об её обителях и старцах. Козельск: Издание Введенской Оптиной пустыни; М.: Издательство “Отчий дом”, 1998.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

дата публикации: