Юрий Федосов

Письмо Платону

Дорогой Учитель!

Пишу Вам эти строки в надежде на то, что мысль, породившая их, донесёт до Вас содержание моего письма. Оно родилось как результат размышлений над Вашими трудами, точнее, размышлений над одним из них, речь о котором пойдёт чуть ниже.

Закончилось второе тысячелетие новой, так называемой нашей эры, но, увы, за всё это время ничего принципиально нового в жизни государств и народов, их населяющих, не произошло. Нас преследуют те же проблемы, что преследовали человеческое общество в современной Вам Греции. Всё это время мы продолжали двигаться в тупиковом направлении и лишь теперь, когда идти казалось бы уже некуда, мы начинаем понимать правоту тех предостережений, которые Вы завещали не только грекам, но и всем желающим ими воспользоваться. К сожалению, желающих принять сокровенный дар оказалось не много. Но они были, и именно их мы должны благодарить за то, что “Законы” и почти всё, из того что было написано Вами о Сократе, дошло до наших дней.

Как печален тот факт, что труды эти мы так до сих пор и не приложили к жизни. К примеру: для воспитания с юных лет правильных представлений о мудрости, гражданском долге и о том, каким должно быть государство, нам бы следовало сделать обязательным изучение в школах “Апологии Сократа” и “Законов”. Но стоящие у власти, делают всё возможное, чтобы не допустить утверждение этого знания. Им это очень выгодно, ибо известно, что человек невежественный, лишённый надежды и чести, тупеет, а управление тупыми труда не составляет и никаких жертв со стороны правителя не требует.

Все бы наверное продолжало двигаться к своему печальному концу, или уже закончилось, если бы не то удивительное “уплотнение” времени, наблюдаемое теперь, когда жизни одного поколения хватает для того, чтобы осмыслить события, на осмысление которых прежде потребовалось бы гораздо больше времени. Благодаря этому и вопреки неведению, мы уже начинаем понимать, что главное не то, при каком политическом устройстве мы живём, ибо, как Вы сказали, всего-то есть два – монархия и демократия, а все остальные “…представляют собой пестрые соединения этих двух”. Понемногу мы начинаем признавать, что гораздо важнее сами люди, населяющие то или иное государство, осознающие, что “… все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – с самим собой.”. Многие века нечто мешало нам до конца осмыслить это и лишь теперь становится ясно, что первейший наш враг, заведший нас во тьму, – самость. И действительно, что ещё так ослепляет человека и лишает его разума, как не это чувство? Среди многочисленных противостояний люди до сих пор проигрывали в главном – в противостоянии своей низшей природе, своему “я”. Читая “Законы”, как не признать вслед за Клинием, что “… победа над самим собой есть первая и наилучшая из всех побед. Быть же побеждённым самим собой всего постыднее и хуже.” И как не вспомнить здесь, что именно люди составляют любое государство и, “… если связанные родством несправедливые граждане одного государства сойдутся в большом количестве с целью насильно поработить не столь многочисленных справедливых граждан, и если они одержат над теми верх, то правильно было бы сказать, что подобное государство ниже самого себя, и что вместе с тем оно и порочно. Наоборот, где несправедливые терпят поражение, там государство сильнее и лучше.” Увы, мы не вняли Вашим предостережениям и чаще всего имело место именно первое утверждение. Так современный мир всё больше наполнялся порочностью и всё меньше оставалось в нем моральных и этических проявлений, без которых невозможно нормальное развитие человечества.

Дорогой Учитель, Вы видели первейшую из добродетелей в сохранении в государстве совершенной справедливости, но, как теперь выясняется, именно в этом мы преуспели меньше всего. Трудно (если вообще возможно) сохранить то, что в глазах людей утратило ценность. И потому, менялись поколения, государства, идеологии, но всё это затрагивало лишь внешнюю сторону нашей жизни, оставляя её содержание без принципиальных изменений. Движение наше шло не в лучшую сторону, что сильно извратило человеческую мысль вообще. Дело дошло до того, что стремление к идеалу стало считаться чуть ли не пороком, а о Вас, некоторые из “далеко продвинувшихся”, стали говорить что Платон, мол, идеалист-мечтатель. Мне с болью приходится писать Вам об этом, так как даже при непродолжительном размышлении становится ясно, что отрицание идеала не приближает нас к нему, наоборот отдаляет. Помыслить об этом отказываются в первую очередь те из нас, кто, окажись они участниками суда над Сократом, наверное, проголосовали бы за казнь философа. Думать так есть все основания, ибо история человечества полна примерами подобных судилищ. До сих пор во всех уголках нашего, ставшего вдруг тесным, мира многочисленные мелеты и аниты преследуют и клевещут на лучших сынов и дочерей человечества, клевещут даже на целые народы. Самость одерживает верх не только над индивидуумами, но и над целыми государствами.

Что же касается государств то, как ни странно, но только теперь, когда ситуация слишком часто доходит до абсурда, а история минувшего рассматривается лишь в свете появления и исчезновения больших и малых государств и даже огромных империй, становится понятно, что утверждаемые в “Законах” моральные и этические нормы являются не мечтой, но вполне реальной основой для создания лучшего типа государства, в котором Истинную Мудрость никогда не будут приносить в жертву тёмному невежеству.

Путь от саморазрушения к беспредельному творчеству пролегает только через накопление, сохранение и умножение этой мудрости, что в свою очередь невозможно без признания Иерархии Света и преемственности. Тому есть примеры и один из них имеет прямое отношение к Вам. Так сложилось, что Сократ, Ваш учитель, ценой своей жизни утвердил пример мудрости, добродетели, чести и гражданского долга, о котором люди могут только мечтать. Благодаря Ксенофонту и Вам, дорогой Учитель, мы можем судить о том, почему за постоянную заботу о морали и нравственности Афин сограждане преподнесли Сократу в “награду” чашу цикуты. Но никакой яд не способен остановить Высочайшую Мысль, которая, будучи однажды утвержденной Учителем, живет в трудах Его учеников и последователей.

Однако, следует признаться, мы так и не поняли, почему Вы посвятили все свои произведения Сократу и лишь в “Законах” имя Учителя не упоминается. На вопрос о том, чем являются Ваши “Законы”, в полной мере могли бы ответить только Вы, но, сопоставляя принципы, заложенные в этом труде, с причинами смерти Сократа, похоже, что ответ на этот вопрос может возникнуть сам собой. Из всех возможных памятников Сократу Вы создали лучший. Лишь утончённое признательностью сердце ученика могло запечатлеть память о своём Учителе в труде всей жизни, который через тысячелетия не только не утратил своей ценности, но и приобрёл ещё большее значение.

В наше время многое доведено до абсурда: люди убивают друг друга от имени того, кто призывал возлюбить ближнего своего; мест, где превыше всего почитается мудрость остаётся всё меньше, а знания превратились в товар; почти повсюду складывается иерархия денег; преступники становятся политиками, а политики преступниками и при этом нередко остаются у власти. Что же касается законодателей, то они мало чем отличаются от тех, кто устанавливал законы в Ваше время и имел в виду лишь ничтожную часть добродетели, да и то в лучшем случае. И по-прежнему “… каждый [из них] исследует и устанавливает то, в чём у него в данное время нужда: один – законы о наследовании и дочерях-наследницах, другой – об оскорблении действием, третий – что-либо иное подобное…”. При этом они не хотят знать, что вообще все законы устанавливаются ради добродетели, а значит всегда нужно начинать именно с неё.

Ничто в принципе не изменилось с тех, Ваших, пор, а лишь увеличилось в масштабах своей бессмысленности. Удивительно, но есть надежда на то, что именно абсурдность ситуации может помочь нам теперь обратить внимание на истинное знание, которое всегда было рядом, но увы, никогда не было оценено нами по достоинству. Двигаясь в прежнем направлении, мы, кажется, перепробовали всё, но этим лишь усугубили и без того сложную ситуацию, в которой оказались все – и люди, и государства. Но будем надеяться, что это лишь сильнее будет способствовать тому, чтобы мы обратили внимание на основы и принципы, которые почти две с половиной тысячи лет назад были предложены Вами в “Законах”. (Ведь говорят же: если хочешь опередить свою тень, нужно повернуться лицом к солнцу!) И коль скоро начало любого государства, бесспорно, – сам человек, то, начиная с человека (то есть с себя самого), и возможно истинное переустройство государств и, как следствие, мира в целом. Только тогда мы действительно можем провозгласить наступление Новой Эры, где среди всех благ на первом месте будут стоять: разумение, здравое состояние души, справедливость и мужество.

Наконец-то мы вплотную подошли к осознанию непреложного значения этического и культурного начала во всём – великом и малом. Всё меньше остаётся людей, верящих, что только экономика или политика являются основополагающими в государственном устройстве. Те же, кто продолжают упорствовать в отрицании приоритета морали и этики, сполна пожинают следствия, перечисление которых заняло бы слишком много драгоценного времени. Ограничусь лишь упоминанием двух из них: мы находимся в преддверии глобального экономического кризиса, а от политического решения проблем поверхность земного шара как стригущим лишаем уже давно и беспросветно покрылась многочисленными войнами.

Дело осталось “за малым” – изжить самость и обратиться к Иерархии, утверждающей мудрое созидание, основанное на законах высочайшей нравственности. Жаль только, что на осознание этого нам потребовалось так много времени и, интересно, сколько ещё потребуется для того, чтобы приложить осознанное к жизни.

Дорогой Учитель, от имени всех своих друзей, прозревающих Вашу мудрость, приношу Вам нашу любвь и признательность за Ваше великое терпение и ниспосланные нам Блага Высшего Знания! Моё письмо написано по-русски, но так как для мыслей не существует языковых барьеров, уверен, что под ним подписались бы не только мои друзья, но и многие люди по всему миру, которые с чувством признательности прочитали хотя бы крупицу из того, что было оставлено Вами. Именно по этой причине не смею поставить в конце письма только своё имя. Следовательно, дорогой Учитель,

искренне Ваши

1999г.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

1 дата публикации: июль 2000 г.