Платон
Краткие выдержки из книг «Законы»

(Цитируются по изданию: Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. Издательство «Мысль», Москва 1994 г.)

«… победа над собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побеждённым самим собой всего постыднее и хуже.» (стр.73)

«Воспитание ведёт к победе, победа же иной раз к невоспитанности.» (89)

«… прекраснейшей я признаю ту Музу, что доставляет наслаждение не первым встречным, но людям наилучшим, получившим достаточно хорошее воспитание, в особенности же ту Музу, которая доставляет его человеку, выделяющемуся своей добродетелью и воспитанием.» (стр.107)

«… судья восседает в театре не как ученик зрителей, но, по справедливости, как их учитель, чтобы оказать противодействие тем, кто доставляет зрителям неподобающее и ненадлежащее удовольствие.» (стр.108)

«… тот, кто хочет здраво судить о каждом изображении живописного, мусического или какого иного искусства, должен обладать следующими тремя вещами: прежде всего знанием, что именно изображено, затем – правильно ли это изображено и, в-третьих, хорошо ли любое изображение исполнено в словах, напевах и ритме.» (стр.119)

«Разногласие же, как мы утверждаем, - это величайшее невежество, хотя и кажется мудростью.» (стр.142)

«Есть два как бы материнских вида государственного устройства, от которых, можно сказать по праву, родились остальные. Было бы правильно указать на монархию как на первый из них и на демократию как на второй. […] Почти все остальные виды государственного устройства, как я сказал, представляют собой пёстрые соединения этих двух. Чтобы существовала свобода и дружба в соединении с разумностью, неизбежно надо быть причастным и к тому и к другому виду.» (стр.145)

«… мудрый человек, чьи удовольствия и страдания согласуются с верными мнениями и вытекают из них…» (стр.148)

«… государство, желающее себя сохранить и по мере человеческих сил быть счастливым, должно по необходимости правильно оценивать честь и бесчестье.» (стр.149)

«… полная свобода и независимость от всякой власти гораздо хуже умеренного подчинения другим людям.» (стр.150)

«За этой свободой [зашедшей через чур далеко] последовало нежелание подчиняться правителям, затем стали избегать подчинения отцу с матерью, всем старшим и их вразумлениям, а в конце концов появилось стремление не слушаться и законов.» (стр.153)

«… законодатель должен иметь в виду троякую цель: чтобы устрояемое государство было свободным, внутренне дружелюбным и обладало разумом.» (стр.153)

«Чтобы государство благополучно существовало, оно постоянно нуждается кроме удачного сочетания местных условий ещё и в законодателе, придерживающемся истины.» (стр.160)

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.» (стр.167-168)

«Всё, что принадлежит каждому человеку, двояко: одна его часть – высшая и лучшая – господствует, другая – низшая и худшая – рабски подчиняется. Господствующую свою часть каждый ложен предпочитать рабской. Потому я прав, требуя, чтобы каждый почитал свою душу, ведь, как я говорю, она занимает второе место после богов-владык и тех, кто за ними следует.» (стр.178)

«У человека нет ничего, что было бы больше души способно по своей природе избегать зла, разыскивать и находить высшее благо и, нашедши его, проводить остальное время жизни сообща с ним.» (стр.180)

«Разумный законодатель скорее посоветует старшим стыдиться младших и всего более остерегаться, как бы кто из молодых людей нее увидел и не услышал с их стороны какого-нибудь скверного поступка или слова, ибо юноши неизбежно будут весьма бесстыдными там, где бесстыдны даже старики.» (стр.180-181)

«Кто не совершает несправедливости – почтенен; но более чем вдвое достоин почёта тот, кто и другим не позволяет её совершать.» (стр.182)

«В душах большинства людей есть врождённое зло, величайшее из всех зол; каждый извиняет его в себе и вовсе не думает его избегать. Зло это заключается вот в чём: говорят, что всякий человек по природе любит самого себя и что таким он должен быть. Но поистине в каждом отдельном случае виновником всех проступков человека выступает как раз его чрезмерное себялюбие. Ибо любящий слеп по отношению к любимому, так что плохо может судить, что справедливо, хорошо и прекрасно, и всегда склонен отдавать предпочтение перед истиной тому, что ему присуще. Кто намерен стать выдающимся человеком, тот должен любить не себя и свои качества, а справедливость, осуществляемую им самим или кем-то другим.» (стр.183)

«… бедность заключается не в уменьшении принадлежащего им [людям в изобилии владеющим землями] имущества, а в увеличении ненасытности.» (стр.188)

«… нет хороших и вместе с тем очень богатых людей, …» «А кто не хорош, тот и не счастлив.» (стр.195)

«… не может стать достойным похвалы господином тот, кто не был раньше подвластным; поэтому более, чем умением хорошо властвовать, должно хвалиться умением хорошо подчиняться, прежде всего – умением подчиняться законам, что будет означать подчинение богам; затем – умение юношей подчиняться старшим, честно прожившим всю свою жизнь.» (стр.213)

«Мы считаем человека существом кротким. Да, если его счастливые природные свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим и божественнейшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это – самое дикое существо, которое только рождает земля.» (стр.217)

«Всякое государство перестаёт быть государством, если суды в нём не устроены надлежащим образом.» (стр.217)

«… граждане скорее предпочтут покинуть своё государство и отправиться в изгнание; они предпочтут претерпеть и другие подобные вещи, пока не изменится тот государственный строй, которому свойственно делать людей худшими.» (стр.222)

«… именно в отношениях с теми людьми, которых легко обидеть, и обнаруживается вполне, кто по природе своей, а не ради видимости чтит справедливость и подлинно ненавидит несправедливость.» (стр.229)

«… изнеженность делает характер детей тяжёлым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам; наоборот, чрезмерно грубое порабощение детей делает их приниженными, неблагородными, ненавидящими людей, так что в конце концов они становятся непригодными для совместной жизни.» (стр.242)

«… все беременные женщины также должны во время беременности особенно заботиться о том, чтобы не испытывать многочисленных неистовых наслаждений, а равно и страданий; желательно, чтобы этот промежуток времени они прожили в радостном, безмятежном и кротком настроении.» (стр.243)

«… нужно всячески укреплять новое государство, не упуская по возможности ни великого, ни малого из того, что называется законами, обычаями или привычками. Ибо всё это связует государство; ни одно из этих начал не может быть прочным без другого.» (стр.244)

«Но если дело идёт об изменении нравов, когда люди нередко начинают хвалить то, что раньше порицали, и порицать то, что раньше хвалили, то, думаю я, к этому более, нежели к чему-то другому, надо бы отнестись с величайшей осмотрительностью.» (стр.250)

«Поэт не должен творить ничего вопреки обычаям государства, вопреки справедливости, красоте и благу.» (стр.253)

«Небезопасно чтить хвалебными песнями и гимнами живых людей, пока они не пройдут весь свой жизненный путь и не увенчают его прекрасным концом.» (стр.254)

«Следует признать, что всё величавое и склоняющееся к смелости имеет мужественное обличье, то же, что тяготеет к скромности и благопристойности, более срони женщинам…» (стр.255)

«… то, что бывает на войне, это по своей природе вовсе не игра и не воспитательное средство, достойное нашего упоминания, и сейчас оно не таково, и впредь не будет таким.» (стр.256)

«Каждый должен как можно дольше и лучше провести свою жизнь в мире.» (стр.256)

«… люди в большей своей части – куклы и лишь немногие причастны истине.» (256)

«… дети больше принадлежат государству, чем своим родителям.» (стр.257)

«Чем более человек умерен и более закалён в мужестве, тем меньше движений он производит; если же он труслив и не упражнён в рассудительности, то в его движениях больше изменений и они сильнее.» (стр.269)

«Заслуживает одобрения тот вид охоты, который совершенствует души юношей; порицания же заслуживает противоположный вид.» (стр.278)

«После преступлений против богов идут преступления, касающиеся ниспровержения существующего государственного строя.» (стр.309)

«Самое великое зло – это господство страсти, когда душа дичает от вожделений.» (стр.326)

«… человек, желающий быть счастливым, должен не стремиться к обогащению, но быть богатым, сохраняя справедливость и рассудительность.» (стр.326)

«… истинное искусство государственного правления печётся не о частных, но об общих интересах – ведь эта общность связует, частные же интересы разрывают государство – и что как для того, так и для другого, то есть для общего и для частного, полезно, если общее устроено лучше, чем частное.» (стр.332)

«… большинство из нас заботится не о том, чтобы не совершать несправедливость, но лишь старается изо всех сил загладить уже совершённое.» (стр.342)

«душа – это движение способное двигать само себя» (стр.355)

«… о космосе в его целом печется лучший род души и ведёт его по наилучшему пути.» (стр.357)

«… боги пекутся о малом не меньше, а даже больше, чем о великом….» (стр.361)

«… боги знают, видят и слышат всё и от них не может укрыться ничто из того, что доступно ощущению и познанию.» (стр.363)

«… праздность в нас есть порождение трусости, а нерадивость – праздности и неги.» (стр.363)

«…так как душа соединяется то с одним телом, то с другим и испытывает всевозможные перемены как сама по себе, так и под влиянием других душ, то правителю этому [ведающему о мельчайших проявлениях всех состояний и действий], подобно игроку в шашки, не остаётся ничего другого, как перемещать характер, ставший лучшим, на лучшее место, а ставший худшим – на худшее, размещая их согласно тому, что им подобает, так, чтобы каждому достался соответствующий удел.» (стр.365-366)

«… каждый из нас большей частью становится таким, а не иным сообразно с предметом своих желаний и качеством своей души.» (стр.366)

«Если ты станешь хуже, то отправишься к дурным душам, если же лучше, то к лучшим. Вообще и при жизни, и после смерти каждый испытывает и делает то, что ему свойственно.» (стр.367)

«Нас губит несправедливость и дерзость, соединённая с неразумением, спасает же справедливость и рассудительность вместе с разумностью.» (стр.368)

«… корыстолюбие, когда речь идёт о телах из плоти, именуется болезнью, когда о временах года – мором, когда же о государствах и гражданских делах, имя это меняет свой облик и звучит как «несправедливость»» (стр.368)

«… лишь небольшая часть исключительных по своей природе людей, получивших превосходное воспитание, может держать себя в надлежащих границах, когда сталкивается с какими-либо нуждами и вожделениями. Люди эти могут остаться трезвыми, когда представляется возможность добыть много денег, могут предпочесть умеренное многому. Огромное большинство людей поступает как раз наоборот: их желания неумеренны, и, хотя возможно извлекать умеренную прибыль, они предпочитают быть ненасытными.» (стр.380-381)

«Богатство развратило душу людей роскошью, бедность их вскормила страданием и довела до бесстыдства.» (стр.381)

«… большинство из нас, когда видит, что смерть близка, впадает в неразумие и расслабленность.» (стр.385)

«… души покойных сохраняют и после кончины какую-то способность заботиться о делах человеческих.» (стр.391)

«… надо страшиться душ живых людей, достигших старости и величайшего почёта, ведь где процветает государство с благими законами, там потомки нежно относятся к этим людям, украшая этой нежностью свою жизнь.» (стр.391)

«… у нас не может никакой святыни, более ценной перед лицо богов, чем отец или дед, согбенные старостью; такое же значение имеет и мать.» (стр.396)

«Всякий человек, имеющий разум, страшится родительских молитв и чтит их, так как знает, что у многих они много раз исполнялись.» (стр.396-397)

«Спорщик с удовольствием отдаётся неприятному чувству гнева. Своей злобе он даёт плохую пищу: снова становится дикой та часть его души, которая была некогда укрощена воспитанием. Озверев, он живёт в раздражении, зато он пожал горькую радость гнева. Опять-таки при спорах все привыкают преступать границы и подымать на смех своего противника. А кто к этому привык, тот либо вовсе утрачивает серьёзность характера, либо во многом теряет возвышенный склад ума.» (стр.400)

«Сострадание вызывает не просто тот, кто голоден или испытывает другую подобную нужду, но тот, кто рассудителен, обладает какой-нибудь добродетелью или её частью и при этом всё же попал в беду.» (стр.401)

«Даже плохие люди обладают некой чудесной сметливостью, имеющей божественное происхождение, так что многие из них, даже самые худшие, прекрасно различают в своих отзывах и в своём мнении людей хороших и дурных. Поэтому хорошо было бы требовать от большинства государств, чтобы они дорожили своей доброй славой в глазах большинства.» (стр.415)

«Тот, кто служит родине, не должен принимать за свою службу дары.» (стр.421)

«Никто из смертных не может стать твёрдым в благочестии, если не усвоит двух […] положений. Первое – что душа старше всего, что получило в удел рождение; второе – что в звёздных телах, как мы не раз говорили, пребывает ум всего сущего. Следует усвоить предваряющие эти положения необходимые знания, чтобы заметить их общность с мусическими искусствами и воспользоваться ими для направленного усовершенствования в согласии с законами и чтобы быть в состоянии отдавать себе разумный отчёт во всём том, что разумно. А кто не состоянии в дополнение к гражданским добродетелям приобрести эти знания, тот едва ли когда-нибудь будет удовлетворительным правителем всего государства: он будет только слугою другим правителям.» (стр.436)

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

дата публикации: