Статья была впервые опубликована в журнале
«Духовное Созерцание» (№3-4’ 1997)

Когда указываю на благотворность признательности, не хочу сказать, что в ней кто-то нуждается, но она сама по себе содержит химизм благодати. Нужно исследовать химизм разных чувств; такие наблюдения помогут для нахождения психической энергии.
Мир Огненный 1, 396

Ю. Федосов

О признательности

Размышления над очерком Эпика скорби из Листов дневника Н. К. Рериха

Трудно говорить о том, что написано великим охранителем культуры Н.К.Рерихом. Трудно потому, что его исчерпывающая ясность и простота изло­жения мысли не оставляют места для недоумения и в комментариях не нужда­ются. Трудно еще и потому, что нет такой меры, которой можно было бы охва­тить все, что создано руками и мыслью этого человека. Однако, если не ком­ментировать, то хотя бы повторять сказанное им нужно. Даже необходимо, ибо все более сталкиваешься кругом с судорожными попытками тьмы подменить истинные ценности ложными, и то цивилизованное одичание, от которого пре­достерегал великий мыслитель, черной тенью агонизирует у нас на глазах, ополчаясь на любые проявления Культуры.

Почему же история человечества, словно слепая, бродит по кругу и с ос­тервенелым упорством повторяет одни и те же ошибки, при этом неизбежно пожиная их печальные следствия? И почему поношение Света Истины и хула на то лучшее, что есть на земле, приносит все больше и больше жертв? На эти во­просы можно найти ответ во многих статьях, написанных Рерихом. Но особен­но хочется затронуть одну, пожалуй, самую короткую и проникновенную.

«Эпика скорби» - так называется статья Николая Константиновича, впер­вые опубликованная в первом томе «Листов дневника», полном собрании его литературных произведений. Статья эта, и по форме, и по содержанию, являет собой подтверждение названию всей книги. Из этой странички дневника ху­дожника мы узнаем мысли о сокровенном, о том, чем было переполнено его сердце. О чем же писал он в своем дневнике тогда, в декабре 1934 года? О том, что возвышает человека. О признательности. О чувстве, способном изме­нить и преобразить жизнь не только одного человека, но и на Земле в целом. Истинно, признательность обладает такой силой, истинно также, что черная неблагодарность - антипод признательности - лишает людей лучших воз­можностей и преграждает путь к светлому будущему.

Признательность привычно воспринимается нами как благодарность, но Рерих открывает еще более глубокий смысл проявления признательности. Он пишет: «Признательность всегда отмечалась как высокая утонченность, как признак возвышенного мышления». Вполне понятно становится, почему имен­но это чувство является неодолимой твердыней на пути у всего невежественно­го и темного. И как часто за суетой и рутиной жизни мы забываем, что возвы­шенное мышление и все светлое и чистое, чего нам так не хватает, родится из одного источника. Возможно, кому-то такие слова покажутся слишком отвле­ченными, но вот, пожалуй, лучшая иллюстрация насущности и реальности ска­занного. В статье Николая Константиновича рассматривается эпизод, который приводит евангелист Лука в главе 17 ст. 11-19. Речь идёт о десяти прокажённых, которых Христос повстречал однажды на своём пути в Иерусалим. Прокажённые обратились к нему с просьбой помиловать, исцелить их. “Увидев их, - пишет Лука о Христе, - Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам [1]. И когда они шли, очистились”… Но увы, только один из десяти вернулся поблагодарить за исцеление. И неоднократно в статье Рериха повторятся вопрос Иисуса “Не десять ли очистились? Где же девять?” [2]. И как скорбно звучит этот же вопрос в двадцатом веке! Ведь спустя почти две тысячи лет мы так не постигли истинного смысла признательности.

А далее в «Эпике скорби» приводится ещё более поразительное по своей глубине сопоставление сотен и тысяч людей получивших исцеление, или ставших свидетелями чудесных деяний Иисуса с Апостолом Павлом [3], который через всю свою жизнь пронёс Учение Христа хотя, как пишет Рерих, “… чудес, кроме своего чудного прозрения, не видел.”

Признак чистой сердечности - так определяет Рерих-мыслитель чувство признательности и заканчивает скорбное перечисление перенесясь во времени и уже говорит о непризнании и поношении истины научной. И снова встаёт вопрос о девяти и одном и уже пронзительно точно звучит он в другой форме, о том, чем заняты эти “девять”.

“Не их ли гоготанье слышится иногда? И не изобретают ли они наиболее яркие поношения?” - спрашивает Николай Константинович. И сколько горечи о тех, кому чужда чистая сердечность ... Их много, но во всех сложных, поворотных моментах истории человечества именно единицы, ценою великой жертвы, спасали мир от уничтожения. Где и когда была принесена эта жертва, по-настоящему можно понять только преисполнившись чистой сердечности.

И в завершении ещё одна иллюстрация к тому, как несправедливо бывает выражение “животная неблагодарность”. Эту историю довелось услышать моему другу.

Однажды старик, отправился в лес для санитарной чистки дальнего участка. У самого участка, на лесной тропинке, он неожиданно натолкнулся на лосиху. Лесной гигант стоял поперёк дороги, словно поджидая кого-то. Человек поначалу испугался, потом попытался убежать, но лосиха преследовала его с трубным криком, при этом сохраняя дистанцию между ними. Тогда старик остановился. И животное тоже остановилось. Было видно, что лосиха хочет, что бы человек последовал за ним. Все прояснилось, стоило пройти немного дальше, к болоту на краю леса.

Оказалось, что лосёнок по неосторожности забрёл в трясину и уже изрядно увяз. Ситуация была весьма драматичной и времени на размышление не оставалось. Человек бросился на помощь, однако, действовать следовало очень осторожно. В ход пошло всё: от топора, до брючного ремня и брезентовой куртки. Пока старик, соорудив опору из нескольких срубленных стволов и пропустив куртку под брюхом лосёнка, изо всех сил тащил из трясины неразумное лесное дитя, его мать “помогала” трубным криком. Как только лосёнок оказался на твёрдой земле, лосиха бросилась вылизывать его, а старик, прихватив мокрую куртку и топор, поспешил уйти. Но, пройдя немного, он неожиданно услышал чьё-то сопение у себя за спиной. Обернулся и увидел, что за ним шли оба потерпевших. Благодарные животные догнали старика и, выражая ему свою признательность, провожали его до того места, где признаки поселения людей были уже явно ощутимы.

Еще раз хочется повторить о значении признательности и культуры. Оба эти понятия не только неразрывно связаны межу собой, но и взаимозависимы. Именно они хранят нас от превращения в “подчеловеков”, которые, как точно отмечает Рерих, “в некоторой своей стадии истины не выносят.”

_____________________

[1] По сведениям Библии, священники при храмах, помимо прочих, выполняли также и некоторые санитарные функции. Так, например каждый, у кого на теле появлялись подозрительные пятна, обязан был показаться священнику в храме. Если даже крошечное пятнышко на теле человека вызывало подозрение на проказу, тут же в храме объявлялось, что этот человек “нечист”. Он должен был немедленно покинуть город. (Прим. автора статьи)

[2] Евангелия от Луки гл.17 ст.17

[3] Апостол Павел (евр. имя Саул или Савл) никогда не встречался с Христом во время его земной жизни. Павел был воспитан в строгой фарисейской традиции. Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые года он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями, в арестах христиан в Иерусалиме. Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он отправился в Дамаск. Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорял его (“Савл, Савл! Что ты гонишь меня?”) и велел ему слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни Павла. («Мифы народов мира» том II стр. 272-273. Советская Энциклопедия. М. 1988г.)

 

Ваши комментарии к этой статье

 

1 дата публикации: 2000