<< >>

ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ

7. Учитель – ученик

Еще одна отличительная черта этой книги - обилие наставлений и поучений, часто довольно длинных монологов после которых тот, кого наставляют, прозревает в один миг. Как легок и стремителен путь таких учеников, достаточно разъяснения учителя, его укоров и выговоров и человек меняется, как по мановению волшебной палочки!

Все это органично вплетается в ткань повествования потому, что нам заранее выстраивают отношения ученика и Учителя, используя совершенно разные понятия. Потихоньку, с самого начала автор нам все время прибавляет к ним по мере нашего продвижения в чтении новые аспекты этих отношений. Это большая и серьезная тема, прежде всего, крайне трепетная и сокровенная для многих из нас. Мы не сможем ее проанализировать, если сразу не проведем разделительную линию там, где все свалено в одну кучу.

Прежде всего, с самого начала нас уверяют, что мы будем читать книгу о Великих Учителях, в самом тексте мы находим достаточно намеков на конкретных Великих Учителей. Тогда и мерка у нас должны бы быть одна – отношение ученика и Великого Учителя. Но автор прекрасный манипулятор и, давая нам события, в которых эти Великие Учителя принимают участие как обычные люди, все время сталкивает нас к другому восприятию - отношение ученика и обычного земного учителя, а такой учитель может быть совершенно разным! Одно это ужасно искажает образ Великих Учителей, снижая его значимость.

Отметим что такое для нас Великий Учитель. Это, прежде всего – единение миров, эта наша высшая Ведущая и Направляющая Сила. Это единение с Высшим “Я” человека и через это единение общение с Сущностью космического масштаба. Мы все Их смиренные ученики, каждый из нас имеет теперь возможность, избрав самому(!) Учителя, стремиться к Нему всем своим сердцем и именно этим путем прийти с Ним в самое ближайшее и истиннейшее общение. Из книги Мир Огненный : Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к Миру Огненному. Невозможно прийти к Вратам завещанным без этого огненного условия. Ведь Руководство должно быть осознано духом и сердцем, ибо только принятие Руки Владыки недостаточно без отдачи сердца Владыке…». Для этого единения нам надо прежде всего быть готовыми, мы должны иметь очищенные от самости и низших страстей проводники, которые позволят нам войти в это Общение. Отсюда и формула: готов ученик, готов и ему Учитель.

Знаки Агни Йоги.

125. «Открытый, готовый отряхнуть лохмотья ветхого мира, устремленный к новому сознанию, желающий познания, неустрашимый, правдивый, преданный, зоркий на дозоре, трудящийся, целесообразный, чуткий приближается ученик к Учителю. Он нашел стезю доверия. Майя не прельщает его. Мара не устрашает его. На земном лоне найден камень давних миров.

Украшена жизнь, и утверждено умение, и уничтожены лишние слова.

Учитель, мне удалось перенести стрелу зноя и перенести

ужас холода. Ушли мои земные силы, но открыто ухо мое. И тело

Света готово вострепетать по зову Твоему. И руки мои готовы

принести самые тяжкие камни для храма. Знаю три Имени, знаю

Имя лик Сокрывшей, сила моя притекает .

Так обратился ученик к Учителю».

Давайте подчеркнем – ученик обратился к Учителю!

Только пройдя путь в неустанном устремлении, самосовершенствовании мы можем прийти к ногам нашего Учителя. Уверена, что многие из нас познали этот прекрасный, удивительный, но не самый простой путь, на котором ведет нас наш Великий Учитель

Этот путь открывается каждому, как потрясающа такая возможность, ведь в прежнее время мы не могли и мыслить о подобном, только самые продвинутые в развитии своего духа могли мечтать о таком Учителе. И вот теперь нам дано Учение, которое открывает этот путь для всех истинно стремящихся.

Но бывает так, что кто-то не может еще пройти этим кратчайшим путем, ведь путь самосовершенствования очень непрост, ему нужен руководитель, помощник, чтоб не ошибиться, не впасть в другую противоположность – низший психизм. Учитель в даваемом Учении советует избрать себе учителя на земле. В книге Община много и подробно говорится о том, каким должен быть такой учитель.

Поскольку одним и тем же словом обозначаются разные понятия, то я бы предложила вам для различия их принять понятие Наставника, как земного учителя. Все мы проходим свой путь в данном воплощении, это только очередная ступенька постижения для каждого из нас, и уровень этого постижения у каждого разный. Почему же нам не учится у тех, кто прошел намного вперед? Для нас они Наставники, учителя, руководители, и замечательно, если у вас появился в жизни такой руководитель!

И если мы принимаем понятие Наставника, то отсюда вытекают и все его отношения с учеником. Вспомним, к чему призывал Николай Константинович своих учеников, а уж кто бы оспаривал его право на имя Учителя! Он призывал своих учеников, прежде всего, к сотрудничеству, не послушанию, повиновению, а сотрудничеству. Истинный руководитель, земной учитель, Наставник никогда не станет нарушать главных Законов: закона свободной воли, закона Кармы. Он возьмет на себя руководство, отдавая себе полный отчет в том, что принимает за вас на себя ответственность. И я полагаю, что могут быть лишь единицы счастливчиков, которым повезет пройти часть своего пути с таким Наставником.

Чаще же всего среди людей бытуют вульгарные представления об учительстве, сложенные на основе отношений учитель-ученик прежних, да и нынешних, обычных оккультных школ, изучающих просто оккультные науки, да по навязанным нам представлениям произведениями литературы и кино.

И вот в книге «Две жизни» мы с вами получаем очередное смешение понятий. Давая образы Великих учителей, нам навязывают свое понимание отношений учителя-ученика с земной точки зрения. Давайте проследим эту тему с самого начала, ведь нам еще в предисловии дают понимание этого вопроса самой К.Е.Антаровой.

Она говорит, что мысль Учителя «проникает» в сознание ученика, и «ученик должен создать в себе ту воспитанность, выдержку, спокойствие при всех обстоятельствах», которые помогут «Учителю выстроить мост нерушимой гармонии к сознанию ученика». Согласитесь, что приведенные мной выше параграфы Учения говорят совсем об обратном. Именно ученик выстраивает мост нерушимой гармонии к Учителю, а не иначе! И только тогда, когда он выстроит этот мост, он сможет принимать сам, держа себя все время в тоне вибраций Учителя, его мысль. До мысли Великого Учителя, таким образом, надо дорасти, надо быть в состоянии ее принимать. А «проникает» в нас мыслей очень много, только помолчите с минуту и послушайте, что у вас творится в голове. И проникают к нам мысли те, что ближе всего нам по своему энергетическому уровню.

Давайте задумаемся над этими мыслями глубже. Совсем небольшой штрих, чуть сдвинуты акценты – Учитель, а не ученик выстраивает мост. И в тот момент, когда в вас проникнет такой учитель, заговорит в вашем мозгу, ваша земная жизнь «услышит Голос Безмолвия» и «запишет речь невидимого сотрудника второго мира», сообщит вам, что вам выпала честь избрания в ученики, давайте честно признаемся, мало кто из нас задумается, а действительно ли мы достигли того уровня развития, что можем быть избраны? Так не заметно, по малейшим каплям в наше сознание вводится вероятность такого случая. Как долог и тяжек путь, о котором нам говорят и Махатмы, и их ученицы. Вспомните, что пишет о своем опыте Елена Ивановна в « Огненном опыте», какой сложный и тяжелый это процесс установления прямого провода с Учителем! Так много надо в себе преодолеть, так кропотлив этот труд. И разве не захватывает дух при мысли, что вот оно! Вот вы просто избраны!

« Но вполне от ученика зависит та вместимость, которой может ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ(!) Учитель». Согласитесь, что вам хочется видеть в этой фразе то, что вам ближе, что здесь говорится именно о подготовленности ученика, прошедшего путь самосовершенствования и т.п. Но здесь написано только то, что написано, потому что учеником надо воспользоваться! Для этого он, как минимум, должен быть согласен с этим, готов к этому. Как только услышите в себе голос призывающий, выкажите свою готовность, чтоб можно было воспользоваться.

И далее определяется задача ученика, которым воспользовался Учитель, он должен быть воспитан, так как неприятный в общении ученик (плохо воспитанный, то бишь) в понимании Антаровой «…не может так ПРОНИКНУТЬ в дух встречного, чтобы ПЕРЕВЕРНУТЬ всю его психику и ПРИСОЕДИНИТЬ его к числу слуг бескорыстия, неосуждения, мира и света» . Напрягите всю свою память, вспомните, где и когда хоть кто-то из наших Ведущих говорил, что мы должны переворачивать психику(!) встречного, присоединять его хоть к чему-то?

Проникать в сознание, воспользоваться, перевернуть и присоединить? А как насчет свободной воли, коли не захочет человек присоединяться? А как по поводу миссионерства, зазывательства, а говорить по сознанию? Но нет, нам предлагают, как минимум, переворачивать психику! К слову сказать, психика – это особая форма отражения действительности, результат специфического взаимодействия живых систем с окружающей средой. Психологи и изучают, как добиваться того или иного результата этого взаимодействия, не отстают от них в этом и наши братья иезуиты, которые еще задолго до того, как эта область человеческой деятельности стала изучаться оформленной наукой, изучали ее законы и успешно использовали. Именно Игнатий Лайола называется первым основателем методов психологии для использования в своей деятельности.

Теперь время обратится к самому произведению, в котором эта тема проходит через все повествование и является связующей.

Посмотрим, как Левушка попадает в ученики к этим учителям. Мы с вами знаем формулу, что готов ученик – готов и ему Учитель. Займемся своим любимым делом при чтении этой книги и еще раз предположим, что Левушка готов, просто он в данный момент встретился с Учителем, которого в этой жизни еще не знал. Допустим. Но желание стать учеником, внутреннюю потребность к этому он все же должен испытывать, я думаю. Если Учитель встретил его в данной жизни, уверен в том, что в нем есть все качества для выполнения своего предназначения (какого-то, мы ведь все время предполагаем), я думаю, что он все же должен хотя бы поставить в известность этого своего ученика, если уж не собирается спросить о его согласии на этот путь.

Обратимся к тексту и посмотрим, как это происходит с Левушкой. Сначала его брат, вроде как ради развлечения гримирует его и переодевает в старика, и это для того, чтобы просто сходить в гости к соседу. Сам хозяин пира Али посещает братьев перед их приходом в его дом и принимает это как само собой разумеющееся, даже дает указания как себя вести в этом маскараде. Далее Левушка, сам того не предполагая, оказывается вовлеченным в опасное и противоправное действо с похищением Наль. Оказывается, его использовали как отвлекающий маневр, сделали участником похищения, а, следовательно, его могут схватить все те плохие люди, что живут в этой стране как участника преступления. Об этом он узнает только задним числом. Ему уже ничего не остается, как выполнять и все последующие поручения, тем более, что теперь от этого зависит еще и жизнь горячо любимого брата. Интересно, что этот горячо любимый брат немало сам способствовал всей этой ситуации. Не утерплю и скажу, додумывая вместе с вами, что здесь все может иметь иносказательный смысл, предположу, что он воспитан Братом, но принадлежит семье Учителей, которые, естественно, взяли его под свою опеку, сделаем это допущение, а теперь внимательно почитаем дальше. Левушка, как мы предполагаем, член этой великой семьи, усердно заметает следы побега, потом идет лгать полковнику N., хорошее поручение для начинающего ученика, к тому же он и понятия не имеет о том, что его жизнь так круто меняется. Вы скажете, что это все те же литературные недостатки? Несколько странные, надо заметить. Я вижу здесь обычное пренебрежение свободной волей, его просто используют в своих целях, ставят в условия, когда он вынужден принимать уже сложившиеся обстоятельства, проще говоря, им просто манипулируют. И все это вводится в наше сознание как встреча ученика и Учителя! Хороши недостатки!

Хотелось бы обратить ваше внимание особо на сцену перед пиром, когда наши герои собрались в саду у Али старшего. В предлагаемой вашему вниманию сцене, происходящей во второй главе книги, интересны следующие моменты. « В начале такая детски веселая, девушка становилась заметно грустнее, и ее глаза все чаще смотрели на дядю с мольбой и недоумением». Далее: « Брат взял цветок и пожал протянувшую их ему ручку. Али молодой вскочил, как тигр, со своего места. Из глаз его буквально посыпались искры. Казалось, что он бросится на брата и задушит его. Али старший только взглянул на него и провел указательным пальцем сверху вниз, - Али молодой сел со вздохом на прежнее место, опускаясь точно в полном бессилии». Потрясающая сцена! Только просмотрите в своем воображении ее, каков жест! «Провел указательным пальцем сверху вниз»! Вспомните данный нам ранее портрет, какой взгляд у этого человека, это же жест властного и жестокого магистра, главы ордена. Но, если не давать волю воображению, а следить только за фактами, то мы с вами оказываемся свидетелями самого обычного насилия, и не только над свободной волей человека, но и просто физического. Из неких высших соображений, этот, как утверждается, могущественный человек, которому почему-то навязывают отвратительный брак его племянницы, решает судьбу этих людей, не учитывая ни в малейшей степени их личных побуждений, желаний, наклонностей. Все это оправдывается опять же высшими соображениями, Наль станет доктором, будет приносить людям пользу, избежит законов этого жестокого мира религиозных фанатиков. Простите, но язык, как известно, без костей, сказать может все, что угодно. И опять же! Есть плохие, и им хорошие будут приносить пользу, лечить их, и все за них же и решать в этой жизни. Все всего лишь в двух измерениях, какая плоская двойственность во всем, какая двойная жизнь!

Если он так могущественен, то почему ему навязывают это брак? По всему видно, что он богат, разве он не имеет достаточно прав на сироту племянницу, чтоб дать ей достойное образование? Кто может остановить его, если он поедет вместе с ней в путешествие, потом даст ей возможность учится в Париже? Почему она не могла быть счастлива там вместе со своим двоюродным братом, для которого расставание с ней хуже смерти? Столько вопросов от этих несуразностей. Мы не обращаем на все это внимания потому, что подразумевается некая высшая целесообразность. Это не та целесообразность, о которой говорят наши Учителя, для разумного использования энергии мысли, развития духа. Здесь обычное смешение понятий и явлений. Целесообразность есть тогда, когда есть совмещение противоположностей, синтез, а здесь все время перехлест, то в одну, то в другую сторону. И это не литературные шероховатости, это сознательное выстраивание действия, сознательное запутывание нас при котором мы должны, в конце концов, принять в сердце своем, что земной учитель имеет право менять нашу жизнь по своему усмотрению (он ведь лучше знает), что нами могут манипулировать (ведь из высших соображений и все для нашего же блага), что пренебрежение вашей волей и вашими желаниями самая нормальная вещь в этом мире! Именно здесь играют на наших самых вульгарных представлениях об отношении Учителя и ученика. Естественное и разумное послушание Учителю, доверие к нему смешивается с самым неприкрытым насилием над учеником.

И факт остается фактом: Али Махоммет организует и совершает похищение племянницы, ему доверенной, подставляя при этом не о чем не догадывающегося мальчика, причиняет боль и страдание искренне верящим в него людям, навязывая им свою волю.

В конце третьей главы Левушка разговаривает с Али- старшим на его даче в саду. Надо отметить что вся обстановка от начала повествования до его конца пышит богатством и роскошью, всех окружают едва заметные, но очень чуткие слуги. Али раскрывает Левушке обстоятельства, в которые тот оказался вовлечен. Он несколько раз подчеркивает, что тот свободен в выборе: или может все бросить и уехать, или спасти жизнь брата. Замечательная дилемма стоит перед Левушкой, который за день до этого и не помышлял ни о каких изменениях в своей жизни. Он остался один в этой жизни, единственный родной человек исчез и находится в опасности, но он может все оставить и беззаботно уехать куда-нибудь, или в Петербург или в город К. Он совершенно свободен!


<< >>

 

Ваши комментарии к этой статье

 

дата публикации: