<< >>

ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ

6. Особенности понимания некоторых этических норм и служения в книге «Две жизни»

Друзья мои, разве не удивляет вас то, что путешествуя, все время переодеваясь, убегая учителя, ведущие Левушку, постоянно лгут. Они лгут всем встреченным на пути: то, называя друг друга друзьями, то братьями, то барином и слугой. В поезде двум дамам И.(Иллофиллион) не задумываясь, мимоходом оправдывает Левушкину рассеянность только что прошедшей якобы болезнью. Одно это могло бы нас уже насторожить, не усыпи наше внимание кучей мало к чему относящихся и плохо с собой связанных красивых слов о судьбах народов, подвиге, спасении, мужестве, да уже выработанная за время чтения привычка додумывать мотивы и сами поступки наших героев. Мы воображаем себе, что это иносказание, что в принципе они братья, что они в принципе могли быть друзьями в предыдущих жизнях. Что то, что испытывает некие боли Левушка в какие-то моменты (мы уж предположим,что это за боли, намек понят) и есть та болезнь, на которую ссылается И.. (но вы внимательнее перечитайте это место в книге). Это мы не знаем, а всезнающие учителя знают. Но это мы с вами додумываем, этого нет в этой книге! И почему в нас поселяется уверенность, что Великий Учитель мог опуститься до такой низости как вводить в заблуждение всех встречных?

Община

16. Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстное присвоение, пьянство, курение и сквернословие…….

Можем ли сомневаться, что вы захотите победить ваши недочеты? Для

начала не лгите и не бойтесь, и учитесь каждый день…

Учение Живой Этики делает нас сознательными учениками, давая нам не только указания и наставления на пути, но и объясняя почему, для чего мы должны быть именно такими. Мы понимаем, что лгать нельзя не потому, что нам это внушают с детства, потому что в обществе это считается неприличным, а еще и потому, что, допуская ложь, мы вводим в себя вибрации, препятствующие нам самим отличать истину от обмана. Только будучи правдивым перед собой, перед всеми окружающими, мы вырабатываем в себе тончайшую способность остро реагировать на неверное, лживое явление. Мы являемся тем, о чем мы думаем.

Если вы читали книги Йоганадны «Автобиография йога», то вспомните эпизод, где он описывает способность человека одним словом изменять явления и вещи. Это происходит потому, что его мышление чисто и искренне, с глубокой верой и осознанием того, что он мыслить, как он мыслит. Будучи всегда и во всем правдив, произнося слово, искренне веря в него, зная его истинность, Йогонанда приводит в действие силы, естественным образом влияющие на предмет. И этой способностью обладает не Великий Махатма, а далеко продвинувшийся йог, устремленно идущий по пути развития своего духа.

Интересен и эпизод, описанный в письмах Махатм, когда пытались обвинить приехавшего ученика Великого Учителя в том, что он принес с собой письмо от Учителя, и, следовательно, сам его и написал. Ситуация была неоднозначна, мало знающие члены общества просто не понимали некоторых вещей. Сказать, что да, он принес и написал это письмо, было неверно, но и сказать, что он не способствовал его появлению в книге, на столе тоже было бы неправдой. Учителя требуют от своих учеников быть всегда предельно правдивыми, и ученик был в очень затруднительном положении. Так как книга упала, и письмо выпало на пол, то он имел возможность сказать, что туда (на пол), он его не клал. Если ученик не мог сказать правду, которая могла бы принести вред другим людям, то он лучше промолчит, примет на себя неприятности, но не солжет.

Именно потому, что, находясь в миру так сложно бывает пройти между Сциллой и Харибдой нашей повседневной жизни, именно поэтому прежде люди, вступающие на путь духовных исканий уходили от житейской суеты, искали уединения, отшельничества. Учение Агни Йоги призывает нас теперь проходить наш путь в жизни каждого дня, неся свой подвиг в труде повседневности. Не потому ли и говорится подвиг, что мы должны применять Живую Этику, очищать свое сердце, держать свои мысли и чувства прозрачно чистыми, напитанными высшими энергиями, будучи в гуще жизни? Каждый знает как это иногда непросто, но мы обязаны совершенствовать себя и, через себя, окружающий нас мир. Никакие обстоятельства или отношения среди

людей не могут быть оправданием лицемерия, лживости.

Вспомним сцену ссоры тетки и Лизы в ресторане, им И.. солгал насчет Левушкиной болезни. Не хотелось бы снова рассматривать литературные шероховатости, но все же замечу, что тетка сразу же нам отвратительна, а Лиза нежная и несчастная, трогательная, что не мешает ей на фразу ее тетки об отношении своего отца к занятиям музыкой с ненавистью выдать целую тираду оскорблений в адрес тетки. Но во внешне светской беседе особенно подчеркивается элегантность и приятность внешних манер. После вспышки ненависти и злобы И.. выводит обеих женщин из ресторана. Внешне вежливо подает тетке ее вещи, элегантно наклонившись и выдает такую фразу: « ….Постарайтесь скрыть от всех под улыбкой свое бешенство».

Конечно, никто никогда не будет призывать пренебрегать правилами приличия, выплескивать на окружающих свое дурное расположение духа, тем более устраивать семейные скандалы прилюдно. Но давайте здесь поупражняемся в применении даваемого нам Еленой Ивановной указания о совмещении противоположностей. И подумаем, что ведь уже все произошло, наверно, не стоило раздувать подобного скандала, прежде всего, и сделала это все та же трепетная Лиза, которая почему-то почувствовала, что может это сделать при И. Зачем ложно прикрывать свою ненависть и распущенность светской улыбкой, уже после того, как устроила прилюдно скандал за столом грязно обзывала в ответ свою племянницу? Все уже произошло, этот все прозревающий учитель не приложил ни малейшего усилия для предотвращения этой грязной сцены, но как усерден он в придании внешнего благополучия, приличия. Никто не призывает к распущенности, но и ложная порядочность не менее отвратительна.

И в следующей сцене мы прилагаем все усилия, чтобы не видеть истинного смысла происходящего. Это сцена после обморока Лизы, когда ее тетка не признавалась в своем преступлении против нее. И.. разоблачает ее в том, что она избила племянницу, та не признается и И.. угрожает ей тем, что сделает фотографический снимок на чувствительной пластинке и передаст его судебным властям. Что же происходит дальше? Тетка сдается и предлагает деньги за его молчание, но И. готов пойти с ней на сделку только при условии, что она оставит дом сестры и пойдет работать. Здесь много вкраплений, которые дают понять, что И. имеет представление о карме, ее действии, что благодаря своей великой жертве он возьмет часть преступления на себя и т.д. Оценка этой сцены среди наших единомышленников потому так неоднозначна, что, как и во всей книге, здесь ювелирно смешиваются великое и ничтожное. Если И.. может взять на себя часть кармы этой женщины, то он Великий Учитель, только не понятно для чего такая жертва ради склочной женщины? Но если он Великий Учитель, то он должен понимать, что все имеет смысл только тогда, когда делается по доброй воле и вполне сознательно. А он в данном случае никак не принимает в расчет внутреннее несогласие тетки, которая только подчиняется силе в данном случае. И как действует эта сила?

« Лиза все еще не приходила в себя. И.. встал со своего места, наклонился к девушке и отбросил тяжелую прядь волос с ее багровой щеки. Щека вздулась; на ней были ссадины, огромный кровоподтек становился почти черным. И. взял фотографический аппарат. Но в ту минуту, как он хотел его открыть, рука тетки коснулась его руки, и она едва слышно сказала:

- Я согласна начать работать».

Вы не знаете, как называется это действо? Обычно все это называется шантажом, не сделаешь так как надо, я доставлю тебе еще большие неприятности. И все это на фоне таких благородных слов, призывов, рассуждений, с великой заботой о встреченном на пути человеке. Как любое чистое и доброе сердце вы отзываетесь на эти прекрасные рассуждения и проглатываете самый неприкрытый шантаж, в вашем сознании укладывается мысль, что Великий Учитель, и вы знаете, кого имеют в виду под именем И.!, способен на такие грязные поступки! Что? Ради великого дела и из высших соображений? Друзья мои, тогда не напоминайте даже о том, что вы последователь Учения, которое называется ЖИВАЯ ЭТИКА!

Читая книгу, мы отмечаем, что те, кто стоит за яркими и глубокими Образами Великих Учителей имеют во всех уголках земли своих доверенных лиц, их все время кто-то встречает на вокзале, передает билеты, проводит в нужные места, приносят письма, капитан парохода давний друг И… Хотелось бы знать в чем здесь иносказание? В том, что в мире есть масса людей, на которых наши Водители могут положиться при необходимости? Это полная натяжка. Ничего другого как понимание того, что это очень разветвленная организация из этого не следует. Далее мы увидим, что учителя наши все время привлекают к себе всех, кого могут из встреченных на пути. Оказывая помощь, они тут же направляют облагодетельствованного ими человека к своим людям в каких-нибудь городах. Понятно, что эти облагодетельствованные люди как минимум будут оказывать и им необходимые услуги. Или вы уверены, что все эти люди обязательно станут учениками Великих Учителей, им оказана великая честь вдруг стать на прекрасный путь постижений своего духа? Как легко и просто стать учеником таких учителей! И эти учителя сами приходят в нашу жизнь и указывают нам, как поступать дальше.

Но ведь есть закон Кармы, основополагающий космический Закон, которому подчинены все, даже наши Великие Учителя, пусть не карме Земли, у них своя карма, но они не могут нарушать Законов. Тогда давайте рассуждать, почему И.. так вмешивается в судьбу Лизы и ее тетки, которых их собственная Карма проведет по созданному ими же пути и научит всему? Почему необходимо вмешаться, не просто помочь и оставить их на своем пути, а вмешаться? Да, они сострадают Лизе с ее великим талантом, (хотя и здесь это, прежде всего, путь самой Лизы!), ее родителям, которым тетка отравляет жизнь. Все так механически просто? Все в двух красках и на плоском полотне? Как свела этих людей родственными узами Карма? Почему именно так сложились их отношения? Неужели эта женщина исчадие ада, а Лиза и ее родители ангелоподобны? Нас по обыкновению оставляют со своими предположениями, и мы снова и снова обманываться рады и додумываем, что как-то там все же так, что «… сознание, что он делает именно то, что нужно, и так, как нужно, не нарушалось во мне ни на минуту» как говорил при обыске в кабинете брата Левушка.

Вспомним слова Елены Ивановны в одном из ее писем: «Кроме того, Владыки никогда не вторгаются в карму человека и потому не делают никаких исключений. Лишь карма может привести человека в Их Общину. И если такая карма налицо, то никто и ничто, кроме самого человека, не сможет воспрепятствовать осуществлению ее».

(Е.И.Рерих, Письма в Европу. 6.5.34)

Но мы с вами при этом еще и умиляемся жертвенностью этих учителей.

На протяжении своего путешествия на пароходе до Константинополя они лихорадочно действенны, и их поступки должны нам говорить о великой их самоотверженности и жертвенности. Но мы при этом не задумываемся, что все эти самоотверженные поступки в принципе своем всего лишь внешняя суета. Они настаивают на том, чтобы быть во время бури на палубе четвертого класса, но почему хорошо вышколенная команда капитана не может одна справится со своими обязанностями, они что, первый день в море и бурь никогда не переживали? Да, да, домысливайте, друзья, что это все особенное, и только наши герои всех и спасли. В последствии И. и его спутники постоянно кого-то лечат, кому-то помогают, как жили все эти люди без них просто трудно после всего этого представить, а в дальнейшем, наверно, и вовсе пропадут без их опеки!

Давайте еще раз остановимся и вспомним, что все мы с вами проходим свой путь самостоятельно, мы сами постигаем свои ступени восхождения, даже если мы и не имеем никакого представления об этом в данный момент. Нас ведет наша Карма до тех пор, пока мы не станем самосознающими людьми и не станем самостоятельно творить свою Карму для полного дальнейшего ее изживания. Каждое сплетение этой сотканной нами же ткани, плотно удерживающей нас в своем пространстве, соединено с многочисленными соседними нитями, это очень сложный рисунок.

Как может такой великий дух, образ которого нам дают под именем И., не понимать это? Эта внешне-слащавая деятельность с постоянным вмешательством в жизнь встречных людей, изменением их жизненного пути механически, одним назиданием, увещеванием, а то и насилием почему-то нами так восторженно принимается за жертвенность, самоотверженность, даже героизм! Совмещайте противоположности, но не смешивайте понятия, друзья мои!

Истинная жертвенность состоит не в том, что вы обеспечите куском хлеба встреченного на пути человека, это просто нормальный поступок с чистым и искренним сердцем человека, у которого есть возможность помочь встречному и он это делает. Труд каждого дня не предполагает, что вы должны вмешиваться в жизни встреченных вами людей и прилагать все усилия, чтоб они изменили свои жизни так, как вы это видите наилучшим образом для них. Какая близорукость! Уровень их сознания вообще не принимается в расчет!

Как говорит И… в очередном своем наставлении Левушке во время его болезни на пароходе: « Разве ты узнал бы, что есть не только люди-обыватели, ищущие земли и ее благ для себя? Но есть еще и люди, воплотившие в себе весь дух как огонь творчества сердца, как вечную деятельность любви и мира на общее благо людей?» Какой покров возвышенности, явного перекликания с идеями Агни Йоги. Но вы вдумайтесь, даже в этой фразе заложено понимание того, что есть люди ничтожные, которых надо направлять, увещевать, заставлять делать так, а не иначе. И наши водители этим и оправдывают всю свою внешне-слащавую суету. Эти люди-обыватели должны, конечно, век быть нам благодарны, если мы такие благородные снизойдем к ним и облагодетельствуем их высшим пониманием жизни, потрудимся ради них. Вспомните как Левушку тошнило от этих людей, которые в панике теряли облик человеческий, а потом строили из себя Дон Жуанов и весело флиртовали с женщинами. А мы с вами, такие окрыленные духовными исканиями, высшими устремлениями прям такими и созданы Отцом нашим Небесным? Мы вот такими готовенькими героями, в праздничной упаковке, и появились на этой земле грешной? Нет, мы также с вами проходили этот путь, также были слепы, самонадеянны, из воплощения в воплощение изживали все низшие, самостные свои проявления. Да и теперь, что уже ангелы только от того, что устремились по пути постижения духа? Значит, каждый проходит свой путь (ведь и подчеркивает автор это в книге, все есть в этом коктейле), и путь каждого, его карма уникальны, самоценны. Это те ступени восхождения, которые не перескочить только от одного увещевания и наставления. А если путь каждого так важен, прежде всего, для самого идущего, то при чем здесь вся ваша суета, господа водители? Почему вы тогда постоянно влезаете в жизни этих людей, тем более так мало вами ценимых?

Далее И. говорит: «… люди, воплотившие в себе весь дух как огонь творчества сердца, как вечную деятельность любви и мира на общее благо людей» Эти люди просто в себе воплотили, как и почему они так отличаются от предыдущих людей нигде и никогда не указывается в этой книге. Согласитесь, если все люди как данность разделены на плохих и хороших, то хорошие, конечно, просто обязаны исправлять плохих, чтоб те стали хорошими. Хорошие этот дух воплотили как вечную деятельность любви и мира. Я буду очень благодарна тому, кто объяснит мне что такое деятельность любви и мира? В чем она проявляется? Раздавать пилюли больным, стыдить и увещевать негодников? Бежать от преследователей и называть все это героизмом ради спасения брата? В этой книге нам дается только внешний рисунок, который, как пустая скорлупа яйца мгновенно хрустнет и рассыпится на мельчайшие осколки при первом же желании посмотреть, а что же там внутри.

Автор ни одним словом не призывает нас вслед за Учением Живой Этики прежде всего, как первая и самая основная ступень на пути, заняться собственным самосовершенствованием, очищением своего сердца от самостных, эгоистических проявлений, напитать свою душу высшими энергиями и делать все это в труде повседневном, созидательном, творческом. Очистившись, сами мы уже сделаем и мир чище. Трудясь в своей повседневности, создавая, творя, облагораживая мир вокруг себя, даже просто вырастив сад, проложив дорожки для всех, кто проходит мимо вашего дома, мы помогаем этому миру и каждому человеку в отдельности. И если вы поможете тому, кто попал в затруднительное положение, или, пресекая зло, остановите злодея, то это нормальное поведение нормального человека. Это не путь испытаний и героизма сам по себе.

Вот преодоление своей низшей природы, победа над своими слабостями, напитывание себя высшими энергетическими накоплениями, мужественное выстаивание перед невежеством, подлостью, самостной злобой павших или просто еще неразвитых сознаний с сохранением своих высших этических принципов – вот подвиг каждого дня, вот героизм, мужество. И такой человек не подведет в любой критической ситуации, не предаст, не струсит. Такой человек никогда не останется равнодушным тогда, когда потребуется его помощь и поддержка ближнему.

Мы должны с вами признать, что в данной книге все истинные высшие проявления человеческого духа подменены на внешние, что такая подмена обычно называется ханжеством.

<< >>

 

Ваши комментарии к этой статье

 

дата публикации: