Назад на обложку

 

Высказывание Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют», сохранилось до наших дней благодаря Платону (Платон, Теэтет 152а). Смысл этого постулата сводится к относительности познания, поскольку утверждая, что каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, Протагор предположил, что и объективная истина не существует. Как ни странно, высказывание Протагора распространилось шире, чем оно того заслуживает.

Справедливости ради стоит отметить, что исследователи разделились в своей оценке «Теэтета». Одни подозревают Платона в умышленном сокрытии окончательного ответа, другие – считают язык изложения загадочным, третьи – полагают, что проблема знания дана в диалоге под покровом иносказания (Геворкян А. Т. Иносказание в "Теэтете" Платона). А тем временем большинство людей и прежде, и теперь воспринимают мир таким, каким он отражается в их переменчивых чувствах, и уж если в поисках истинного знания полагаться на одни только чувства, то для того, чтобы разобраться, в чём именно ошибался Протагор, не хватит и вечности.

Парадокс приведённой ситуации усугубляется ещё и тем, что опыт развития вынуждает признать огромное влияние чувственных переживаний, особенно тех, которые возникают от соприкосновения человека с проявлениями добра и зла. Кстати сказать, добро и зло возглавляют список основных философских и этических понятий, притом, что в природе нет зла как такового. В природе всё подчинено неизменным законам, давая жизнь или разрушая созданное ею, она (природа) имеет абсолютно выстроенную систему и неизменный порядок во всём.

 

«…происхождение каждого зла, большого либо малого, заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе. Не природа порождает болезни, а человек, миссия и удел которого в экономии природы – умирать естественной смертью от старости; за исключением случайностей, ни один дикарь или дикий зверь не умирает от болезни. Еда, половые функции, питьё – естественные жизненные потребности, но излишества в них приносят болезнь, несчастье, страдание умственное и физическое, и всё это передаётся как величайшие бедствия будущим поколениям, потомству преступников. […]

Потому не природа и не воображаемое Божество должны порицаться, а человеческая натура, ставшая низкой из-за себялюбия.»

/Письма Махатм. Получено А. Хьюмом в Симле, 1882 г./

 

Вместо изощрений в самоуспокоении фразами вроде той, что придумал Протагор, гораздо полезнее было бы понять, наконец, какие именно действия недопустимы, ибо они скрывают в себе причины всех зол (и не только для рода человеческого). Кроме того, широкое самопознание способно вытеснить себялюбие, заставляя его уступить место отваге. Не по тому ли Будда утверждал, что истина – единственный источник мужества?

 

Медлить нельзя!

 

С уважением ко всем нашим авторам, читателям и участникам форума,
редакция этико-философского журнала Грани эпохи

 


 

 

Ваши комментарии к этой статье

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru
Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом