Ни одно значительное философское учение не обошло стороной тему насилия. Оно и понятно, ведь зачастую история человечества предстаёт в виде продолжительной череды войн, сменяющихся периодами восстановления. Казалось бы, нетрудно догадаться, что это чередование не может длиться бесконечно и либо ресурсы Земли будут истощены полностью, либо, ещё до того как это произойдёт, человечество уничтожит себя в какой-нибудь ”очередной” войне. Кстати, каких только войн теперь нет: торговые, промышленные, информационные, научно-технические…  все и не перечислить! Как тут не вспомнить о предостережении, прозвучавшем в начале прошлого века?!

 

ужно устремить внимание на надвигающиеся события. Нужно понять, что человечество вступает в период постоянных войн. Очень разновидны такие войны, но един принцип их — вражда везде и во всем. Никто не помыслит, какой опустошающий костер создается, когда множество людей укрепляет губительный круг около всей планеты. Это тот самый змей, который хуже льдов и снегов. Не думайте, что это пугало. Нет, каждый день приносит доказательства разрушения. Кощей не дремлет, но забава силится отвлечь глаза от пожара." (Мир Огненный часть I – 318)

Всё же философское учение не было бы таковым, если бы помимо предостережения не объясняло, как избежать планетарной катастрофы, но об этом - в конце обращения. А пока попытаемся разобраться в причинах, порождающих насилие.

 

Чтобы понять, вошли ли мы в этот период разрушений, нет необходимости перечислять современные войны и их разновидности – они хорошо известны. Причём известное деление войн на освободительные (или справедливые) и междоусобные не всегда очевидно. Вооружённый конфликт на Украине, формально, следовало бы считать гражданской войной, но обе противоборствующие стороны убеждены, что ведут войну освободительную. Что касается междоусобиц, то, по определению Платона, этот вид войны самый тягостный. Действительно, раздор внутри одного народа или даже семьи – явление намного более тяжело переживаемое, чем противостояние внешнему врагу. Всё же стоит особо подчеркнуть тот факт, что любая распря начинается с малозаметного для окружающих поражения человека в противостоянии своей самости. О том, сколь трудно противостояние низшей природе, упоминается ещё в Бхагават-гите, утверждающей, что чувства и желания способны завладеть разумом даже проницательного человека, пытающегося обуздать их.

 

Антитезой самости является сотрудничество. Труд на Общее Благо - единственное средство, способное противостоять всему арсеналу противоположной стороны. Испокон веков известно, ложь и насилие, хоть и самые разрушительные, но далеко не единственные орудия эгоизма. Попытки усилить ложь достижениями технического прогресса не достигают цели, если звучит вопрос: нужно ли это всем или кому-то конкретному? Противостоять насилию, конечно, намного труднее, но его можно значительно сократить, если в самом начале пресечь распространение лжи.

 

И, наконец, в «Символе  веры» - христианской молитве - есть такая строка: «Свет – от Света, Бога истина – от Бога…». В ней отразилась не только мудрость веков, утверждающая неспособность низкого породить высокое, но и весь исторический опыт, который доказывает, что вражду не остановить ненавистью. Победить в последнем на нашей планете сражении можно только, если, как призывал Платон, каждый человек объявит войну своему невежеству. Ибо “почетна такая война, она есть залог преуспеяния и оборона родины".»

 

Медлить нельзя!

 

С уважением ко всем нашим авторам, читателям и участникам форума,
редакция этико-философского журнала Грани эпохи

 


 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru
Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом