К СОДЕРЖАНИЮ

Соломон

Соломон - третий и величайший царь израильского народа. Второй сын царя Давида и Версавии, Соломон ещё при жизни отца был назначен ему приемником и вступил на престол 16-летним юношей. Воспитанник пророка Нафана, он был от природы одарён светлым умом и проницательностью. Согласно библейскому приданию, явившегося ему во сне Бога, обещавшего исполнить любое желание, Соломон попросил даровать ему “сердце разумное, чтобы судить народ”. И за то, что он не попросил никаких земных благ, Соломон был наделён не только мудростью, но и невиданным богатством и славой: “Подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет...” Мудрость Соломона проявляется при первом же его суде, когда, сделав вид, что он хочет разрубить младенца и поделить его между претендовавшими на него женщинами, царь узнаёт, которая же из них настоящая мать.

Вступив на престол, Соломон прежде всего позаботился том, чтобы окружить себя единомышленниками, с помощью которых он мог свободно вести внутреннюю и внешнюю политику. Царствование его сделалось синонимом мира и народного благоденствия. Он провёл множество реформ, послуживших на благо государства: заменил прежнее племенное деление страны территориальным, ввёл твёрдую систему налогов, трудовую и воинскую повинность, укрепил армию, начал разработку медных рудников, осуществлял широкое градостроительство. Заключением дипломатических союзов и личных уний он укрепил международное положение государства. Египетский фараон выдал за него свою дочь, за которой Соломон получил в приданное город Газер, командовавший Филистимлянской равниной - этой большой дорогой между Египтом и Месопотамией. Быстро развивавшаяся торговля содействовала обогащению как двора, так и всего народа. В Иерусалиме скопилось так много драгоценных металлов, что золото и серебро, по библейскому выражению, сделались равноценными простому камню.

Устроив внутренние дела государства, Соломон по велению Бога приступил к возведению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим из храмов не только по своему внутреннему убранству, но и по внешнему великолепию и красоте. При этом Соломон пользовался добрыми услугами своего соседа - царя тирского Хирана, снабжавшего строительство лесом и другими материалами, а также первоклассными художниками и архитекторами. Храм, начатый в 480 году после исхода из Египта (т.е. примерно в 1010 г. до Р.Х.), закончен был за 7 с половиной лет и торжественно освещён. Соседние государи предпринимали далёкие путешествия, чтобы повидать еврейского царя, слава о мудрости которого распространилась по всему востоку. Соломон изрёк три тысячи притчей и тысячу пять песней, он является автором  “Песни Песней”, “Экклезиаста”, “Притчей”, вошедших в состав “Ветхого Завета”.

Активное развитие торговли влекло за собой и улучшение взаимоотношений с соседями. Особенно важен был для израильтян союз с Тиром, главным городом Финикии, тогдашней владычицы Средиземного моря. К нему стягивалась торговля со всех стран Азии. Чтобы стать независимым от финикиян, Соломон основал свой флот, корабли которого совершали далёкие плавания и доходили до Геркулесовых столбов. Купцы привозили ко двору не только золото, но и редкие произведения. Из множества таинственных вещей, которыми владел Соломон, особый интерес представляют знаменитая “Соломонова печать” - перстень с печатью в виде шестиконечной звезды, по преданию дававший ему власть и силу, и чаша, покрытая таинственной надписью, содержащей предсказания об Иисусе Христе и указывающей на число лет от Соломона до Христа.

В лучшую пору своего царствования, Соломон вполне воплотил в своём лице идеал того “царя мира”, о котором мечтал миролюбивый народ и память о котором сохранилась в придании на долгие века. Но окружавшая Соломона восточная роскошь не замедлила оказать на него своего влияния. Подобно другим восточным монархам, он завёл себе огромный гарем, требовавший не менее, огромных средств. Усиливающиеся налоги, а также недовольство народа строительством культовых сооружений других религий (ведь в гареме были женщины различных вероисповеданий), закончились грозными признаками внутреннего разложения государства, распавшегося сразу же после смерти своего властителя. История не говорит, как повлияли на Соломона все эти испытания и тревоги, но оставленные им книги, и особенно “Экклезиаст”, говорят о том, что Соломон был человеком, испытавшим все удовольствия жизни, до конца испившим чашу земных радостей и постигшим суетность всего земного. В конце концов, он восклицает: “Суета сует, всё суета и томление духа!”

Соломон умер в Иерусалиме на 40-м году царствования. Предания о великом мудром правителе на века сохранились  не только в народе израильском, они вошли в христианский “Ветхий Завет” и в священную книгу мусульман “Коран”

 

Источники:

1. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон.

2. Мифологический словарь.

3. Большая советская энциклопедия.

Учение:

 

Ссылки в Internet:

Биографические материалы подготовлены Еленой Юрьевной Зазнобиной.